Андреа Мантенья. Святое семейство со Св. Елизаветой и младенцем Иоанном ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Учительство Церкви
/ Marialis cultus
/ ЧАСТЬ II. ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБНОВЛЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

ЧАСТЬ II
ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБНОВЛЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

      24. Тот же самый II Ватиканский Собор побуждает к тому, чтобы кроме литургического почитания развивались и иные формы благочестия (pietas), в особенности признанные и рекомендованные Учительной Властью Церкви (Magisterium)[67]. Однако, как наверняка всем известно, набожность (pietas) верующих и честь (observantia), воздаваемая Богородице, принимают многообразные формы, в зависимости от различий, касающихся обстоятельств времени и места, а также духовного самоощущения народов и их культурной традиции. Следствием этого, без сомнения, является то, что сами эти формы почитания, несущие на себе отпечаток веков, в значительной мере требуют обновления, благодаря которому из них были бы устранены элементы случайные, и выделены те, которые выдержали испытание временем, и кроме того, были бы включены в них вероучительные истины, должным образом определенные в процессе богословских изысканий и предлагаемые Учительной Властью Церкви. Это также доказывает необходимость того, чтобы Епископские Конференции, Поместные Церкви, монашеские конгрегации и христианские общины оказывали поддержку подлинно творческой деятельности, и вместе с тем тщательнейшим образом пересмотрели виды и внебогослужебные формы почитания (exercitia pietatis) Пресвятой Девы Марии. Мы, однако, желаем, чтобы сохранена была здоровая традиция и открыт доступ обоснованным требованиям наших современников. Поэтому, Досточтимые Братья, нам кажется уместным в этой связи указать определенные принципы действия.

Оглавление:

1. Принципы обновления почитания Пресвятой Богородицы

2. Способы обновления почитания Девы Марии


3. Отклонения, имеющие место в почитании Пресвятой Девы Марии


4. Конечная цель почитания Пресвятой Богородицы

      1. Принципы обновления почитания Пресвятой Богородицы

      1.1. Принцип тринитарный и христологический

      25. Является особенно желательным, чтобы внебогослужебные формы почитания (pietatis exercitia) Пресвятой Девы Марии имели явно выраженный тринитарный и христологический характер, поскольку он свойственен им по самой своей природе и принадлежит к их сущности. И в самом деле, христианское Богопочитание в первичном своем значении обращено к Отцу и Сыну и Духу Святому, или - согласно литургической формуле - Отцу через Христа в Духе (Patri per Christum in Spiritu). B такой перспективе почитание это справедливо - хотя и совершенно иным образом - распространяется прежде всего и в особенности на Матерь Спасителя, а затем уже на святых, в которых Церковь возвещает пасхальную тайну, ибо они страдали со Христом и в Нем прославлены[68]. В Пресвятой Деве Марии все принадлежит Христу и от Него происходит: именно ради Него Бог Отец от века избрал Ее Матерью, святой во всех отношениях, а Дух Святой украсил Ее дарами, которых не дано было никому другому. Со всей уверенностью можно утверждать, что истинное христианское благочестие никогда не переставало выявлять неразрывные узы и глубочайшую связь Пресвятой Девы с Божественным Спасителем[69]. Однако, по Нашему мнению, духовному климату современности, почти всецело поглощенному и захваченному "проблемой Христа"[70], соответствует как раз то, дабы в каждом из возможных проявлений почитания Марии Девы особое внимание уделялось христологическому аспекту, чтобы в них отражался замысел Бога, Который заранее определил "посредством единого и единственного промыслительного акта и происхождение Марии, и воплощение Премудрости Божией"[71]. Это несомненно будет способствовать дальнейшему развитию почитания (pięłaś) Пресвятой Богородицы и превращению этого почитания в эффективное орудие, дабы с его помощью придти в "единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4,13). С другой стороны, это также послужит углублению поклонения (cultus), воздаваемого Самому Христу, поскольку - в соответствии с неизменным воззрением Церкви, со всей силой авторитета подтвержденным ныне[72], - "Господу принадлежит посвящаемое Рабе Его; и таким образом к Сыну восходит то, что воздается Матери; (...) Царю принадлежат почести, воздаваемые Царице"[73].

      1.2. Принцип пневматологический

      26. Кроме того, полагаем полезным, указав на христологическую природу почитания Пресвятой Девы Марии, высказать еще иное пожелание, а именно, чтобы в нем было отведено надлежащее место одному из существеннейших элементов нашей веры, т.е. Личности и действию Духа Святого. Богословские исследования, как и священная Литургия, открывают, что освящающее действие Духа Святого в Деве из Назарета является кульминационным пунктом всех Его деяний в истории спасения. Так например, святые Отцы и церковные писатели приписывали действию Святого Духа святость Девы Марии с самого первого момента Ее существования, полагая, что Им была Она "как бы образована и создана как новая тварь[74]". Размышляя над словами Евангелия: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1,35), и: "Мария (...) имела во чреве от Духа Святого; (...) ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (ср. Мф 1,18.20) - именно во вмешательстве Духа Святого видели они воздействие, освятившее и соделавшее плодоносной девственность Марии[75], а Ее Самоё преобразившее во "Дворец Царский" или "Чертог Слова"[76], в "Храм" или "Скинию Господа"[77], "Ковчег Завета" или "Освящения"[78]. Имена эти дышат духом самой священной Библии. Еще более углубляясь в тайну Воплощения, церковные авторы узрели в таинственных узах, связывающих Деву Марию со Святым Духом, нечто подобное узам брачным (quiddam sponsale), как это поэтически описывает Пруденций: "Дева Неневестная с Духом обвенчана"[79], и называли ее "Храмом Духа Святого"[80], этим выражением подчеркивая освященность Ее девственной природы, ставшей вечным обиталищем Духа Божия. Кроме того, углубляясь в учение об Утешителе, они установили, что из Него как из источника истекла полнота благодати (ср. Л к 1,28) и изобилие даров, что стало причиной Ее возвышения. Поэтому действию Духа Святого приписывали они веру, надежду и любовь, оживлявшие сердце Пресвятой Девы, силу, укреплявшую Ее в послушании воле Божией, мужество, поддерживавшее Ее во время страданий у подножия креста[81]. Далее, в пророчестве Марии (ср. Лк 1,46-55) они усмотрели особенное влияние Того же Духа, Который некогда говорил через пророков[82]. Наконец, всматриваясь в Матерь Божию, пребывающую в горнице, в которой Дух Святой снизошел на новорожденную Церковь (ср. Деян 1,12-14; 2,1-4), они обогатили новыми понятиями древнюю тему Марии - Церкви[83]; но более всего они умоляли Пресвятую Деву о предстательстве, дабы обрести силу от Духа Святого родить Христа в своих собственных душах, о чем свидетельствует св. Ильдефонс в одной из молитв, замечательной как по содержанию, так и по внутренней силе: "Прошу Тебя, прошу Тебя, Пресвятая Дева, дабы обрести мне Иисуса от Того же Духа, в Котором Ты родила Иисуса. Дабы душа моя обрела Иисуса от Того же Духа, Которым был зачат Иисус во чреве Твоем... Дабы я возлюбил Иисуса в Том же Духе, в Котором Ты поклоняешься Ему как Господу, зришь на Него как на Сына"[84].

      27. Иногда утверждают, что многие из текстов современного благочестия (textus recentioris pielatis) недостаточным образом отражают всю полноту учения о Духе Святом. Дело ученых проверить это утверждение и оценить, насколько оно справедливо. Мы же стремимся скорее к тому, чтобы побудить всех, а в первую очередь пастырей и богословов, внимательно и тщательно исследовать деяния Духа Святого в истории спасения, чтобы таким образом тексты, относящиеся к христианскому благочестию, сделали явной Его животворную деятельность. Именно в ходе таких исследований станет очевидной таинственная связь, существующая между Духом Божиим и Девой из Назарета, также как и Их совместное воздействие на Церковь, а более глубокое понимание этих истин веры будет способствовать умножению ревности в благочестии.

      1.3. Принцип экклезиологический

      28. Кроме того, необходимо, чтобы благочестивые обычаи (exercitia pietatis), посредством которых христиане воздают честь и почитание (observantia et reverentia) Матери Господа, со всей ясностью указывали на место, которое Она занимает в Церкви: "наивысочайшее после Христа, и ближайшее к нам"[85]. Это Ее возвышенное положение точно и почти физически отображают храмы византийского обряда, где части храма и святые иконы расположены таким образом, что на Царских Вратах иконостаса изображено Благовещение Деве Марии, в то время как на абсиде изображена прославленная Теотокос. Тем самым подчеркивается, как вследствие fiat ("да будет") Рабы Господней род человеческий вступает на путь своего возвращения к Богу и как в славе Пресвятой Девы созерцает он конец своего странствования Символизм, с которым сама архитектура храма выявляет место Девы Марии в тайне Церкви, имеет огромное значение и способствует тому, чтобы всевозможные формы почитания (pietatis formae) Пресвятой Девы были ориентированы в экклезиологической перспективе.
      Также и обращение к основным понятиям, использованным II Ватиканским Собором для определения сущности Церкви, как Семьи Божией, Народа Божия, Царствия Божия, Мистического Тела Христова[86], несомненно будет способствовать более скорому и легкому пониманию верными природы служения и призвания Девы Марии в тайне Церкви, как и того особого места, которое Она занимает в общении святых Вместе с тем. станут более очевидными и братские узы, соединяющие всех христиан, поскольку все они являются сынами Пресвятой Девы, "рождению и воспитанию которых Она споспешествует материнской любовью"[87], а одновременно и сынами Церкви, ибо "мы рождаемся в ее - т.е. Церкви - чреве, питаемся молоком ее, оживлены ее Духом".[88] Ибо Пресвятая Дева и Церковь соработают в рождении Мистического Тела Христова "Они обе суть Матерь Христова, но ни одна из них без другой не рождает целого (Тела)".[89] Наконец, это обращение будет способствовать более ясному пониманию того, что деятельность Церкви в мире является как бы продолжением попечения и заботы Девы Марии. Истинно деятельная любовь Пресвятой Девы дома в Назарете, у Елисаветы, в Кане Галилейской, на Голгофе - спасительные моменты, имеющие выдающееся экклезиологическое значение, - продолжается и осуществляется в материнском попечении Церкви и ее горячем желании, чтобы все люди достигли познания истины (ср. 1 Тим 2,4), в ее неустанной заботе о слабых, нуждающихся и больных, в ее непрекращающихся стараниях, имеющих целью укрепление мира и общественного согласия, в ее постоянной деятельности, ревностно стремящейся ко спасению всех людей, спасению, которое Своей смертью стяжал для них Христос. Именно таким образом любовь к Церкви станет любовью к Марии и наоборот - последняя станет первой, поскольку одна не может существовать без другой, по меткому замечанию Хромация Аквилейского: "Церковь пребывала в горнице с Марией, Матерью Иисуса, и с Его братьями. Ничто не может поэтому называться Церковью, если бы там не было Марии, Матери Иисуса, и Его братьев"[90]. Подводя итоги, еще раз повторяем: необходимо, чтобы почитание, воздаваемое Пресвятой Деве, ясно являло свое экклезиологическое содержание. Откуда следует, что понадобится приложить усилия для спасительного обновления форм этого почитания и соответствующих текстов.

      2. Способы обновления почитания Девы Марии

      29. К положениям, возникшим в ходе рассмотрения связи, соединяющей Пресвятую Деву Марию с Богом - Отцом, Сыном и Святым Духом, - и с Церковью, мы хотим присоединить, следуя и далее учению Собора[91], некоторые библейские, богослужебные, экуменические, антропологические правила (normae directoriae), о которых необходимо помнить, когда исследуются или вводятся новые формы благочестия (exercitia pietatis). дабы наилучшим образом и наиболее выразительно обнаружились узы, соединяющие нас с Матерью Иисуса Христа и нашей Матерью в общении святых.

      2.1. Библейские основы

      30. Ныне для всех очевидно, что христианское благочестие (pietas christiana) требует, дабы любая форма Богопочитания (cultus) включала в себя библейские указания и соображения. Развитие изучения Библии, все более частое и всеобщее использование Священного Писания, а особенно пример церковного Предания и внутреннее воздействие Духа Святого призывают и побуждают современных христиан ко все более частому обращению к Библии как превосходной книге молитвы, дабы почерпнуть из нее истинное вдохновение и несравненные примеры. Почитание (cultus ас pietas) Пресвятой Девы никоим образом не может отдалиться от этой всеобщей ориентации христианской жизни[92]. Наоборот, именно в Библии оно должно обрести новые силы и верное вспоможение. Ибо Священное Писание, особым образом раскрывая Божий замысел спасения человечества, повсюду напоено тайной Спасителя и весьма выразительно - от книги Бытия до книги Апокалипсиса - указывает на Ту, Которая была Матерью и Спутницей Этого Спасителя. Мы, однако, не хотели бы, чтобы это библейское вдохновение сводилось к одному только использованию текстов и образов - пусть даже искусно извлеченных из Священного Писания - поскольку оно несет в себе гораздо больше. А именно, желательно, чтобы из священных книг были почерпнуты слова и мысли, предназначенные для молитвословий, и тексты, предназначенные для песнопений. Прежде всего, однако, необходимо, дабы почитание Пресвятой Девы Марии было проникнуто и исполнено наиболее важными истинами христианского благовестия, чтобы христиане, почитая Престол Премудрости, сами благодаря этому были просвещены светом Слова Божия и побуждались к следованию заповедям Премудрости Воплощенной.

      2.2. Подчиненность Литургии

      31. Мы уже вспоминали о почитании, которое Церковь воздает Матери Божией при отправлении Литургии. Теперь же, поскольку речь идет о иных формах почитания и о принципах, на которых они должны основываться, следует вспомнить предписание Конституции Sacrosanctum Concilium "О Богослужении", которое, рекомендуя духовные упражнения народа Божия (spiritualia populi christiani exercitia), прибавляет: "Нужно, чтобы вышеуказанные упражнения, считаясь с Богослужебным кругом, были так упорядочены, дабы быть в созвучии с Литургией, из нее неким образом проистекать, к ней приводить народ, ибо по своей природе Литургия далеко превосходит все эти упражнения"[93]. Правило разумное, ясное, однако не легкое для применения, особенно если речь идет о почитании, воздаваемом Пресвятой Деве Марии, почитании столь многообразном в формах своего проявления. Ибо оно требует от предстоятелей поместных общин усилий, пастырской мудрости, решительности, а от христиан духа ревности и готовности принять указания и советы, которые, проистекая из истинной сущности христианского Богопочитания, иногда несут необходимость изменения давних обычаев, определенным образом эту сущность затемняющих.
      В связи с этим можно говорить о двух позициях, могущих привести к тому, что правило II Ватиканского Собора окажется бесполезным в пастырской работе: во-первых, о позиции некоторых пастырей, которые a priori не ценят благочестивых обычаев (pia exercitia), которые, однако, были должным образом рекомендованы Учительной Властью Церкви (Magisterium), отбрасывают их и таким образом создают как бы некую пустоту, заполнить которую они не в состоянии. Они совершенно забывают о том, что Собор рекомендовал должным образом соотносить эти обычаи с Литургией, а не упразднять их.
      Во-вторых, касаясь позиции других, следует сказать, что не придерживаясь должных литургических и пастырских критериев, они соединяют благочестивые обычаи и богослужебные чинопоследования как бы в один общий обряд, создавая своеобразные гибриды. Иногда доходит до того, что в само последование Евхаристического Жертвоприношения включаются некоторые элементы, заимствованные из новенн и других подобных молитв. Так возникает опасность того, что Воспоминание Господа (memoriale Domini) не будет уже занимать центрального места в собрании христианской общины, а станет лишь предлогом для исполнения обрядов народного благочестия. Поступающим так мы хотим напомнить правило Собора, согласно которому подобные обычаи необходимо соотносить с Литургией и по меньшей мере не смешивать с ней. Благоразумная пастырская деятельность с одной стороны выделяет и раскрывает истинную природу литургических чинопоследований (actiones liturgicae), а с другой одобряет и развивает благочестивые обычаи (pia exercitia), приспосабливая их к потребностям отдельных общин и обретая в них надежное вспоможение для священной Литургии.

      2.3. Соотнесенность с постулатами экуменизма

      32. В почитании Пресвятой Девы - поскольку оно имеет экклезиологический характер - отражаются заботы Церкви, среди которых в наше время выделяется стремление к восстановлению единства христиан. Таким образом, почитание (pietas) Матери Господа становится более восприимчивым к устремлениям и начинаниям экуменического движения, т.е. само приобретает экуменический характер, причем по многим причинам, и прежде всего потому, что католики соединяются с братьями православными, у которых благочестивое почитание (devotio) Пресвятой Девы принимает формы чрезвычайного поэтического вдохновения и возвышенного богословского содержания, и почитая Преславную Богородицу, они с особенной любовью называют Ее "Надеждой христиан"[94].
      Католики соединяются с англиканами, наиболее выдающиеся богословы которых уже давно указали на Священное Писание как на прочное основание почитания Матери нашего Господа, и чьи современные богословы еще более подчеркивают, сколь значительное место занимает Мария в христианской жизни.
      Католики соединяются также с братьями из реформированных Церквей, которые выражают свою любовь к Священному Писанию, восхваляя Бога словами Пресвятой Девы (ср. Лк 1,46-55).
      Кроме того, почитание Матери Иисуса Христа предоставляет католикам естественную и часто повторяющуюся возможность умолять Ее, чтобы Она ходатайствовала перед Сыном о соединении всех крещенных в единый народ Божий[95]. И еще по той причине, что желанием Католической Церкви является не только сохранение особого характера этого почитания[96], но стремление тщательно избегать всякой чрезмерности, которая могла бы ввести в заблуждение наших братьев относительно истинного учения Католической Церкви[97], и исключить все те формы почитания, которые не соотносятся с истинными правилами католического благочестия.
      Наконец, поскольку в самом истинном почитании Пресвятой Девы содержится утверждение, что "когда Матерь бывает чтима, то и Сын бывает должным образом познан, возлюблен и прославлен"[98], - почитание это становится дорогой ко Христу, источнику и средоточию церковного общения (communio). В Нем все открыто исповедующие Его Богом и Господом, Спасителем и Единым Посредником (ср. 1 Тим 2,5), призваны к единству друг с другом, с Ним и с Отцом в Духе Святом[99].

      33. Мы хорошо знаем, что существуют значительные разногласия между католическим учением "об участии (munus) Марии в деле спасения"[100] и образом мышления многочисленных братьев из других Церквей и Церковных Общин, следовательно, это касается и подобающего Ей почитания. Однако поскольку та же сила Всевышнего, которая осенила Деву из Назарета, действует в современном экуменическом движении и делает его плодоносным, мы хотим высказать Нашу надежду, что почитание (veneratio) смиренной Рабы Господней, Которой великое сотворил Вседержитель (ср. Лк 1,49), станет - хотя и постепенно - не препятствием, но верной дорогой и как бы местом встречи, где осуществится единение всех верующих во Христа. И мы радуемся, видя, что более глубокое понимание роли Девы Марии в тайне Христа и Церкви, также и со стороны отделенных братьев, весьма облегчает путь к такого рода встрече. Как некогда в Кане Пресвятая Дева умолила Иисуса Христа совершить первое из своих чудес (ср. Ин 2,1-12), так и в наше время Она Своим милосердным заступничеством сможет приблизить час, в который ученики Иисуса Христа обретут совершенное общение (communio) в вере. Эта наша надежда подтверждается замечанием Нашего Предшественника Льва XIII, по словам которого дело единства христиан "как таковое принадлежит деянию Ее (Марии) духовного материнства. Ибо тех, которые Христовы, Мария не родила и не могла родить иначе, как только в одной вере и в одной любви: «разве разделился Христос?» (1 Кор 1,13); и все мы должны жить единой жизнью Христа, чтобы в одном и том же теле мы «приносили плод Богу» (Рим 7,4)" [101].

      2.4. Соотнесенность с данными современной антропологии

      34. В почитании Пресвятой Девы следует обратить особое внимание на проверенные и научно подтвержденные достижения человеческой мысли. Это будет способствовать устранению одной из главных причин, затрудняющих почитание Матери Господа, а именно противоречий между некоторыми из аспектов этого почитания и современными антропологическими воззрениями, а также радикально изменившейся общественно-психологической ситуацией, в которой живут и действуют наши современники. Ибо замечено, сколь трудно совместить образ Пресвятой Девы, характерный для определенного рода духовной литературы, с условиями жизни современной женщины: будь то в семье, где общественный прогресс и современные правила общежития справедливо предоставляют ей равные права с мужем и равную с ним ответственность в семейной жизни; будь то в политике, где женщина уже во многих странах обрела право участия в общественных делах наравне с мужчиной; будь то в социальной сфере, где женщина может проявить свои способности на различных постах, и с каждым днем все в большей мере выходит за пределы узкого семейного круга; будь то в сфере культуры и науки, где перед ней открываются новые возможности научных исследований и интеллектуальных успехов.
      Вследствие этого у некоторых возникают предубеждения, касающиеся почитания Пресвятой Девы, а также трудности, связанные с выбором Марии из Назарета как образца жизни, так как жизнь Ее - как утверждают - заключена в слишком тесных границах в сравнении с обширнейшей сферой деятельности современного человека. Под этим углом зрения, призывая богословов, предстоятелей христианских общин, а также самих христиан должным образом заняться этими проблемами, нам кажется необходимым внести и собственный вклад в их разрешение, представив следующие замечания.

      2.4.1. Образец для подражания

      35. Прежде всего, Церковь всегда указывала верующим на Пресвятую Деву как на образец для подражания вовсе не по причине того образа жизни, который Она вела, и тем более не по причине общественно-культурных условий, для него характерных и теперь почти повсюду уже устаревших, но потому, что в определенный момент Своей жизни всецело и с сознанием ответственности прилепилась Она к воле Бога (ср. Лк 1,38), приняла Его слово и претворила его в дела. Потому, что поступки Ее были исполнены любви и воли к служению. Потому, что Она стала первой и наиболее совершенной Ученицей Христа (prima et perfectissiта Christi discipula). Вот в чем постоянная и всеобщая ценность этого образца для подражания.

      2.4.2. Особый образец для женщин

      36. Далее следует заметить, что вышеуказанные трудности тесно связаны с особенностями народного и литературного образа Марии, а не с истинно евангельским Ее образом или данными христианского вероучения, приобретенными и установленными благодаря тщательному и глубокому толкованию Богооткровенного слова. И поистине не должно казаться странным, что поколения христиан, живущие в иных общественно-исторических условиях, взирая на образ и призвание Марии - этой Новой Жены и совершенной Христианки, в личности Которой собраны и сосредоточены наиболее характерные особенности женской судьбы, ибо Она является Девой и Невестой, и Матерью (Virgo et Sponsa, et Mater) - считали Матерь Иисуса возвышеннейшим типом женщины и наиболее выдающимся образцом жизни по Евангелию, и эти свои чувства выразили сообразно с категориями и представлениями своей эпохи.
      Сама Церковь, всматриваясь в долгую историю благочестивого почитания (pietas) Девы Марии, и радуясь преемственности этого почитания (cultus), не связывает себя, однако, с образом мышления и представлениями, свойственными различным эпохам, как и с антропологическими воззрениями, лежащими у их истоков. Церковь понимает, почему различные формы почитания, сами по себе обладающие большой ценностью, в меньшей степени отвечают потребностям людей, принадлежащих к другим эпохам и цивилизациям.

      37. Наконец, хотим отметить, что люди нашей эпохи - подобно тому, как это было в эпохах минувших, - также должны сопоставлять свое понимание действительности со словом Божиим, а в особенности - что касается нашего предмета - свои антропологические воззрения и связанные с ними проблемы соотносить с тем образом Пресвятой Девы Марии, который представлен в Евангелии. Изучение Священного Писания, совершаемое под вдохновением благодати Духа Святого - конечно, не пренебрегая данными человеческих наук, как и всевозможных обстоятельств, характерных для современного мира - помогает обнаружить, каким образом Мария может быть почитаема в качестве образца, отражающего чаяния людей нашего времени. Мы хотим продемонстрировать эту мысль на примерах. Современная женщина, которая справедливо стремится к участию в делах общества, в величайшем духовном ликовании будет взирать на Марию. Ведь Она, будучи допущена как бы к диалогу с Богом, сообразно с осознанием Своего особого призвания[102], деятельно и добровольно дает Свое согласие не на какое-то случайное свершение, но на "событие веков" - как прекрасно было сказано о Воплощении Слова[103]. Затем она даст себе отчет в том, что Мария, избравшая для Себя Девственность, поскольку таким образом, по установлению Промысла Божия, приготовляла Себя к участию в тайне Воплощения, отнюдь не пренебрегая ценностями и достоинством брака, и в действительности поступала свободно и дерзновенно, всецело посвящая себя любви Божией. С радостным удивлением она узнает, что Мария из Назарета - несомненно всецело послушная воле Божией - вовсе не была женщиной, пассивно подчиняющейся обстоятельствам повседневной жизни, какие была Она охвачена и какой-то отвлеченной религиозностью. А скорее была Той, Которая отважно провозгласила, что Бог является защитником людей смиренных и угнетенных, и что Он низлагает с престолов сильных мира сего (Лк 1,51-53). Кроме того, [современная женщина] узнает, что Мария, которая "возвышается среди кротких и нищих Господних"[104], может быть почитаема как доблестная Жена, испытавшая нищету и страдания, поспешное бегство и изгнание (ср. Μф 2,13-23). Эти превратности судьбы, очевидно, не укроются от внимания тех, кто, следуя духу Евангелия, поддерживает усилия к освобождению каждого отдельного человека и общества в целом. Наконец, Мария явится им не как Мать, заботящаяся только о Своем единственном Божественном Сыне, но как Жена, при участии Которой родилась вера апостольской общины во Христа (ср. Ин 2,1-12) и Чье материнское призвание, ставшее всеобщим на Голгофе, распространилось на всех людей[105].
      Мы привели примеры, из которых явственно следует, что Пресвятая Дева ни в коей мере не обманывает многих и весьма существенных чаяний большинства людей. Наоборот, Она дает образец совершенного ученика Иисуса Христа, который, будучи строителем града земного и преходящего, одновременно стремится к небесному и вечному. Ученика, ставшего провозвестником правды, несущей освобождение угнетенным, и любви, приходящей на помощь нуждающимся, и прежде всего являющегося деятельным свидетелем (testis) любви, созидающей Христа в человеческих душах.

      3. Отклонения, имеющие место в почитании Пресвятой Девы Марии

      38. Дав указания, касающиеся должного развития почитания (cultus) Матери Господа, думается Нам, что необходимо предостеречь от некоторых неподлинных форм такого почитания (piełas). II Ватиканский Собор силой своего авторитета установил, чтобы в содержании и форме не переступать границ должного учения о Пресвятой Деве Марии, и чтобы узостью духа не приуменьшать Ее личности и призвания. Кроме того, он осудил некоторые неподлинные формы поклонения, каковыми являются: суетное легковерие, обращенное скорее к внешней обрядности, нежели к глубокому и ревностному благочестию; далее, пустая и быстро преходящая чувственная экзальтация, совершенно чуждая духу Евангелия, требующего постоянного и ревностного делания[106]. Мы осуждаем их снова, поскольку речь идет о формах почитания (pietatis), не сообразных с католической верой, и потому нет для них места в католическом благочестии (cultus).
      Бдительное противостояние подобного рода заблуждениям и не вполне правильным формам набожности будет способствовать тому, что почитание Пресвятой Девы Марии станет более чистым и ревностным, а это значит, что оно будет покоится на основаниях надежных, когда исследование Откровения Божия и уважение к документам Учительной Власти Церкви (Magisterium) главенствует над чрезмерным исканием новизны или необычных событий. Таким образом оно станет объективным, т.е. основанным на исторической истине, при совершенном устранении всего легендарного или ложного. Кроме того, будет оно приведено к согласию с учением [Церкви], представляя неурезанный, но одновременно и не приукрашенный чрезмерно образ Марии. В случае провозглашения чего-либо, выходящего за разумные пределы, мог бы быть затемнен весь Ее образ, явленный в Евангелии. Наконец, оно [почитание] станет чистым в своих мотивах: все, что имеет привкус гнусного своекорыстия, должно тщательно удаляться из святилища.

      4. Конечная цель почитания Пресвятой Богородицы

      39. Наконец, поскольку это необходимо, Мы хотим подчеркнуть, что конечной целью почитания (cultus) Пресвятой Девы Марии является прославление Бога (ut Deus glorificetur), как и то, чтобы все христиане были побуждаемы к полному согласию с волей Божией в своей жизни и поступках. Следовательно, нужно, чтобы дети Церкви, присоединяя свои голоса к восклицанию неизвестной женщины, о которой говорится в Евангелии, и прославляя Матерь Иисуса Христа, взывали, обращаясь к самому Господу: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (Лк 11,27), были внимательны также и к решительному ответу Учителя: "Блаженны слушающие слово Божие и соблюдающие его" (Лк 11,28). Этот ответ - содержит ли он величание (responsio magnae laudis) Пресвятой Девы Марии, как это понимали некоторые Отцы Церкви[107] и как подтвердил II Ватиканский Собор[108], или призывает нас жить по заповедям Божиим - является как бы эхом следующих слов Божественного Спасителя: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7,21), а также: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Ин 15,14).

Предыдущая часть ~ Наверх ~ Следующая часть

Hosted by uCoz