ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Библиотека / Пастырство семей сегодня |
Его преосвященство епископ Станислав Стефанек S.J., Член Папского Совета по делам Семьи
ПАСТЫРСТВО СЕМЕЙ СЕГОДНЯ
Оглавление:
I. Основы.
Почему необходимо говорить и действовать в интересах семьи
1. Семья - надежда человечества
В последние десятилетия все громче звучат голоса, доносящиеся с разных сторон, которые указывают на семью как на одну из центральных тем размышлений, а также на одно из главных полей деятельности современного человека. Все эти голоса можно изложить одной фразой из учения Церкви: "Будущее человечества приходит через семью" (Familiaris consortio, 86). Кроме всего прочего, это мнение мобилизует наше внимание в тот момент, когда нарастают проблемы в макрообщественном измерении: от гонки вооружений и усилий по разоружению, через большие культурные перемены, политическую напряженность и экономические потрясения. В этом контексте указание на среду микро-общественного измерения пробуждает общественный интерес и требует подробных объяснений. Голоса, указывающие на семью как надежду человечества, надежду и источник радости, усиливаются прямо пропорционально общему призыву к обновлению общественной жизни, оздоровлению экономики. Все реформаторские программы обращаются к семье как к первоисточнику всесторонних решений проблем.
Есть еще добавочный аргумент, на этот раз негативный: семья является предметом особой неприязни и хорошо организованной агрессии со стороны деструктивных сил. Любая среда, от которой исходит насилие, в том числе международного порядка, помещает семью в центр того круга, в который направляет свои выстрелы из оружия разного калибра. Семью можно назвать стратегическим пунктом как для строителей международного мира и согласия, так и для организаторов покушения на мир против человечества.
2. Семья - основная ячейка общественной жизни
Эта формулировка настолько популярна в настоящий момент, что все, высказывающиеся на общественные темы, соглашаются с ее смыслом. Однако чаще думают о пропорции между макро - и микрообщественным аспектом, т.е. большим обществом и малыми группировками. В установленные таким образом очередности, на первое место ставят семью как наименьшую ячейку общественной жизни. Мне хотелось бы обратить внимание на терминологию и не столько подчеркнуть пропорции в количестве участников, сколько показать зависимость любых общественных структур от этого сообщества, имя которого - семья, назвав ее основой. Это важно по двум причинам.
А. Семья является ячейкой общества по своей природе. Все другие - по уговору. Уж если мы говорим об уговоре в семье, то источником этого уговора является взаимное доверие лиц, в то время как другие чаще всего возникают в связи с деловыми соглашениями: взаимопричастность лиц в семье, общность дел в больших сообществах. Благодаря этому община, называющаяся семьей, отличается особыми узами как в том, что касается глубины близости индивидуумов, так и в прочности этих уз.
Б. Семья - основная ячейка общественной жизни также и в ее воспитательной функции. В силу приведенных выше взаимосвязей она наилучшим образом предназначена для общественного воспитания человека и наиболее результативно это воспитание осуществляет. Все другие программы, например, реализованные через школу, не достигают такой глубины и не опираются на такое естественное сближение людей.
3. Семья - место и источник счастья человека
Развитая сеть школ разного уровня, а также другие возможности образования, особенно технического, наложили свой отпечаток на цивилизацию нашего времени. Обучение и образование отождествляются с теми занятиями, которые молодой человек начинает в школе. Это относится также к объему знаний, получаемых во время уроков. Этими знаниями измеряется уровень образования. Можно использовать такое определение: вся наша духовная подготовка происходит из институциональных школ. С другой стороны, любые исследования, особенно патологических и негативных явлений, обращают внимание на семью как на источник хороших или дурных образов.
Таким образом, период особой восприимчивости к воспитанию - первые годы жизни, как и особая близость индивидуумов, создают неповторимую возможность для развития ребенка, и поэтому необходимо перевести наш взгляд, в определенном смысле, со специальной подготовки, которая дает школа, на общечеловеческое воспитание, которое дает семья. Это общечеловеческое формирование новаторского направления очень часто становится шансом продолжения развития молодого человека на базе школы. Эффективность школы обусловлена умелым семейным воспитанием. Эту эффективность надо показать и одновременно использовать, не только освещая широкое мнение, но и склоняя каждого человека обращать особое внимание на использование возможностей семьи как среды развития и источника счастья.
II. Наука на службе семьи - что говорить
Программа работы для семей использует достижения современной науки и всегда имеет учебные основы (некоторые говорят - теоретические), она имеет свою теорию.
1. Индивидуализм, коллективизм или персонализм
В этих трех, казалось бы, очень далеких от понимания семьи, понятиях содержится очень важная информация. Она определяет способ подхода к человеку и его функционирования в среде, или говорит о цивилизации, о способе организации человеческой жизни.
Индивидуализм сосредоточивает внимание на личном воспитании человека и развитии его способностей. Он ставит его в центр всех ценностей, не принимает во внимание отношение к другому человеку, делает из него норму добра и зла, а также цель, которой должны быть подчинены все другие задачи. Понимаемый таким образом индивидуализм порождает эгоизм в большом измерении, например, эгоизм какой-либо общественной прослойки или народа.
Попыткой лечения эгоизма была теория коллективизма или обращение внимания на общие цели среды и подчинение им индивидуальных интересов человека - коллектив. Мы приобрели болезненный опыт благодаря этому образу мышления. Много миллионов людей познало разрушительность ограничения собственных возможностей через подчинение их интересам коллектива. Обычно между этим крайним пониманием человеческого мышления - индивидуалистическое или коллективистское - появляются и исчезают различные программы воспитания и общественной деятельности. Мы говорим в таких случаях, что одну ошибку пытаются исправить с помощью другой.
Высказать правду о человеке - это значит указать его индивидуальную ценность по отношению к другому человеку; показать, что его личное счастье - в деятельности ради счастья другого человека. Этот способ мышления мы называем персонализмом. Персонализм показывает полную ценность личности и ее автономию, одновременно дает человеку программу, в которой любовь и альтруизм как стиль бытия является способом создания межчеловеческих связей. Итак, в пастырство семьи следует включить хотя бы общий курс антропологии. Это была бы философская антропология, а она использует учения, опирающиеся на естественный источник знания. Важной задачей является также привнесение богословской антропологии. В этом пункте пастырство семей становится одним из естественных поприщ евангелизации путем ознакомления с учением о человеке, исходящем из Благовещения. Этот путь, в определенном смысле, самый легкий: в первую очередь показать "пользу Благовещения" в полноте понимания человека, затем пробудить к более глубокому пониманию тайны Божией, опираясь на тот же самый источник Благовещения.
Очень существенную роль для понимания многих жизненных проблем играет более глубокое понимание медицины. Особенно это касается проблем передачи жизни, родительской миссии, а также некоторых вопросов заботы о человеке на всех фазах его жизни. Это -проблемы так называемых абортов и эвтаназии.
Пастырство семей должно использовать достижения современной медицины путем широкой популяризации знаний о возможности ответственности родителей или о возможности управления человеческой рождаемостью. В этой области мы рассмотрим взаимные услуги. Работа среди семей использует медицину так, как это делается в общих программах гигиены и профилактики. Увеличивается повсеместная осведомленность о законах природы, в которой человек существует и частью которой, благодаря своему телу, является. С другой стороны, приглашение медицины в дом, выход из больших научных лабораторий и лечебных учреждений гуманизирует медицину, или облегчает ее развитие и защиту тождественности, защищает ее от биологизации, придает ей полностью человеческое лицо. Это относится к области интересов человека (и таким образом расширяет интересы медицины), а также к способу использования медицинских знаний. От первичных знаний, которые получает молодежь, готовящаяся к супружеству, особенно в области возможностей управления рождаемостью, непосредственно через заботу о матери в период беременности, о ребенке в дородовый период и в первые месяцы после рождения - вплоть до широко понимаемой медицины в обычной повседневной жизни до естественной смерти и заботы о больном человеке, организованной в кругу семьи.
Современная медицина знает такое понятие, как "домашний врач", а также очень широко говорит о семье, как о терапевтической среде (familio therapia). Это понятие заключает в себе все измерения мышления - от психологического, через общественное, вплоть до экономического. В семье мы ближе друг к другу и, в то же время, именно в семье слабый человек с большей вероятностью получит поддержку, не говоря уже о том, что это обойдется дешевле всего. Даже в тех случаях, когда необходимо учреждение, специализированный госпиталь, делаются попытки перенести семейный очаг на территорию больницы - особенно обеспечены возможности, например, для рождающих матерей: она остается со своим ребенком, во время родов туда приводят отца. Присутствие матери в больнице в период лечения больного ребенка, посещение членами семьи, как один из элементов лечения больного, являются постулатами современной медицины.
3. Воспитание - школьное образование при участии родителей в создании программ этого образования
При подготовке к браку необходимо указывать на воспитательские обязанности родителей, которые начинаются с момента заключения брака. Это подчеркивание так необходимо, поскольку современность отличается очень широким развитием самых различных образовательных учреждений.
Даже такие простые виды деятельности, как приготовление пищи или шитье одежды, уводит от семейного очага в разного рода школы. Появляется целый ряд курсов, образовательных центров. Кажется, что семья утрачивает свою воспитательную способность и отдает полномочия и возможности в руки специализированных учреждений. С другой стороны, организаторы школ сигнализируют, что специализированное обучение должно опираться на фундаментальное воспитание, которое получает человек с первых минут своей жизни и с первых межчеловеческих контактов. Это возможно только в семье.
Итак, следует подчеркнуть автономию семьи как воспитателя для выбора соответствующего стиля жизни и обычаев, которыми молодой человек должен руководствоваться.
Школы поддерживают семью по принципу оказания дополнительной помощи, т.е. берут на себя только те темы и уровни образования, которые семья не могла бы дать молодому человеку. В то же время школы в течение всего периода воспитания и образования должны привлекать семью к совместному созданию этих программ. Чаще всего участие родителей заключается только в организационной или экономической части деятельности школы. Родители, в определенном смысле, находятся вне школьного класса, помогая содержать здание или разрешая другие экономические проблемы школы. Современное образование предусматривает как бы вхождение родителей в пределы класса, на занятия и совместное составление программы.
Особенно это относится к воспитательной деятельности школ. Через несколько лет молодой человек после ежедневного пребывания по несколько часов в пределах школы покидает дом. Однако нельзя разорвать естественных связей с семейным очагом. Такая зависимость деятельности учреждения от семьи относится также и к религиозному воспитанию, к организации церковной жизни. Литургия и навыки в вере и ее исповедании особенно требуют участия родителей. Тогда дорога между Церковью и семейным домом будет особенно хорошо протоптана.
III. Организация пастырской работы - как делать
1. Создавать благоприятное отношение к семье в общественном сознании
Вопреки внешнему проявлению, семья по своей природе является привлекательной средой. Каждый хочет создать семью. Молодые хотят вступить в брак, несмотря на то, что семейный очаг - это ограничение личной свободы, обремененность, помеха на пути к продвижению по службе. Отрицательное отношение к семье закладывается уже в юном возрасте, когда ребенок настраивается подозрительно по отношению к своим родителям. Есть даже такие программы (вроде бы в защиту ребенка), раздувающие размеры зла, обиды, несправедливости, с которыми ребенок встречается в семье - акт насилия, сексуальные домогательства. Тогда конкурентом семейного дома становится какое-нибудь воспитательное учреждение или общественная среда: защитник прав ребенка или психолог, опекун, полицейский, защищающий от отца или матери, женщины, имеющие большой шанс продвинуться по службе, женщины, которые стирают, готовят пищу и занимаются уборкой. Известна программа эмансипации или, в последнее время, феминизации.
То же самое относится к светским отношениям, или к области развлечений. Все эти желания уводят человека из дома к месту развлечений, к месту культурных встреч. Дом становится случайным местом ночлега. Закрепилось популярное определение, что это только гостиница. Жизнь целиком выносится за пределы семьи.
2. Молодежь - информация - обучение
Другая область пастырства семей - образование молодежи, подготовка к семейной жизни. Частично это может происходить в пределах школы в рамках предусмотренных программой занятий. Однако также необходима организация специализированных тематических встреч: подготовка к жизни в семье или катехизация для вступающих в брак. Особенно это относится к тому периоду, когда молодые люди начинают серьезно думать о заключении брака и даже, когда они уже обучены, и, таким образом, ими принято решение о партнере. В этих случаях они особенно заинтересованы и восприимчивы к информации.
Организация таких встреч является частью пастырства семей, в определенной степени наиважнейшей, потому, что в этом возрасте человек приобретает умение разрешать различные проблемы. Он еще не знаком со всеми проблемами семейной жизни, но знает, что может их разрешить при помощи консультации, изучения, встреч. Он обнаруживает источник этой информации. Конечно, это относится ко всем родительским обязанностям: своего рода семейная стажировка, организованная подходящей для молодежи форме. Группы обучения, организационные группы. Надо использовать все формы молодежных встреч, включая летние лагеря.
При подготовке молодежи следует обратить внимание еще на два аспекта.
А. Подготовка к супружеству должна быть достаточно длительной. В связи с организационными причинами существуют тенденции краткосрочных курсов, особенно когда приходится приглашать кого-то со стороны. Однако же такая форма образования ограничивается только информацией, передачей сведений, которые быстро стираются из памяти молодых и не доходят до сердца. Необходимы циклы встреч, через более длительные промежутки времени, связанные, например, с особым обращением внимания на сакраментальную жизнь, на участие в св. Мессе, на исповедь или иные общественные контакты. Своего рода задача, упражнение, хотя бы какие-то инициативы в отношении людей-инвалидов или маленьких детей в домах призрения (Детских домах). Важна также форма работы в малых группах: больше беседовать, дискутировать, давая возможность высказывать мнения. Тогда больше шансов проникновения полученной информации в глубину сознания и установления определенных обычаев. Так же должны проходить и первые этапы евангелизации. В первую очередь я имею в виду контакт с молодежью, которая не участвовала ни в религиозной жизни, ни в самостоятельной активной общественной жизни. Молодежь, которая обслуживается системами, становится безынициативной и лишена способности самостоятельно критически мыслить. Молодежь, организованная в общины, становится все более самостоятельной и ответственной.
Б. Второе примечание - предоставление определенной помощи хотя бы в простейших печатных изданиях. В мировой литературе есть много примеров таких изданий для молодежи в форме бесед, размышлений, дискуссий. Тетради для упражнений, в которых предполагается делать записи о личной работе молодого человека. Это относится к общим знаниям о браке и семье и, особенно, к передаче медицинских знаний в области методов регуляции рождаемости. Упражнения и более длительный период наблюдения в этом случае - необходимый элемент образования.
Подготовка молодежи к семейной жизни, просемейное воспитание противоречит тем современным идеям, которые создают впечатление заботы о будущем семьи, а в результате подрывают ее фундамент и корни. Я имею в виду так называемое половое воспитание, т.е. чисто биологический инструктаж по использованию возможностей половой жизни, а также различные программы профилактики, например, предупреждение заражения вирусом СПИД или предостережение от расширяющейся торговли наркотиками, или сводничества, или торговли женщинами. Программы эти очень громко обсуждаются и активно берутся на вооружение в различных регионах мира, но не всегда исполняют соответствующую роль, поскольку им не достает смелости показать образ человека целиком. Итак, молодежи, молодым супругам необходимы знания, а также умение самоорганизовываться.
3. Работа с супружескими парами
Подготовка к семейной жизни и пастырство семей не может быть ограничено во времени только периодом до момента заключения брака. Церковь в своей работе сопутствует молодым супругам во все периоды их жизни. Это одно из измерений того постулата, который относится к разным средам и носит название постоянной формации.
Работа среди супружеских пар будет отнесена к трем основным измерениям профессионального совершенствования.
А. Помощь в осуществлении родительской миссии. Серьезной проблемой является ответственное исполнение родительских обязанностей и так называемое регулирование рождаемости. Это требует многократного напоминания и консультирования во множестве индивидуальных ситуаций. Поэтому семейные консультации служат не только для предварительной подготовки обрученных, но сопутствуют супругам на протяжении долгих лет их совместной жизни. Это могут быть консультации компетентные, зарегистрированные, как при приходах, так и при других организациях.
Есть международные ассоциации учителей естественного планирования семьи. Эти объединения, всегда имеющие хорошие названия, откровенно привлекательно формулируя свои программы, не всегда бывают до конца добросовестны - например, они скрыто способствуют распространению контрацептивной продукции и средств, служащих этой программе. Поэтому необходимо присутствие хорошо подготовленных пастырей - священников или мирян, которым Церковь поручила эту миссию.
Семейная консультация связана сотрудничеством с обращением к слову и даже с уделением таинств. В настоящем году, посвященном Святому Духу, мы уделяем особое внимание потребностям духовного руководства, углубления богословия духовности брака и семьи. Нет возможности более широкого развития этой идеи без привлечения духовного руководства, как и без консультаций, помогающих священникам в совокупном разрешении супружеских проблем.
Б. Другой стороной жизни, где супружеская пара требует особой поддержки, является миссия воспитания. Выше уже говорилось о сотрудничестве со школой или другими воспитательными организациями. В этом случае существенным условием является обеспечение времени для детей на семейную жизнь и такое свободное времяпрепровождение, чтобы минуты отдыха были минутами более близкого общения членов семьи. Не только работа по специальности отнимает родителей у детей, но также способ провождения свободного времени. Особенно современные предложения развлекательной индустрии могут серьезно конкурировать с семейными встречами и разрывают связь между поколениями. Поэтому все чаще возникают разного рода инициативы семейного отдыха, и это - третье поле деятельности.
В. Организация семейных, общественных объединений
Это - чисто религиозная область, т.е. это как различные группы углубления духовной жизни, молитвенные группы, группы обучения, так называемые семейные движения, так и объединения публичного права, относящиеся к общественной деятельности, самоуправления - до политической деятельности включительно. Такие примеры уже существуют: хорошо организованные супружества создают просемейную среду. Они посылают своих представителей в разные инстанции, включая парламент. Это позволяет семьям говорить на принятом сегодня языке, т.е. на языке законодательной власти, международных политических организаций.
В заключение еще одно замечание. Заметна огромная забота Церкви о самостоятельности семьи, которая является надеждой человечества и обеспечивает его будущее. Видимым знаком этой большой заботы является количество сообщений и документов учения Церкви. За последние тридцать лет появилось более сорока разных документов и сборников. Это прежде всего учение II Ватиканского Собора, наставления Пап - главным образом, Павла VI и Иоанна-Павла II, наконец, это документы римских конгрегации, будь то Конгрегация Католического Воспитания или Папский Совет по делам Семьи.
Вопрос: Семья - это домашняя Церковь, основная ячейка Церкви. Церковь же построена в иерархическом порядке. Что можно сказать об иерархическом порядке в семье?
Ответ: Я знаю у нас в институте одного профессора, который всегда представляется следующим образом: Я -епископ домашней церкви. И это не только красивые слова, не только украшение речи. Я знаю его семью. Я знаю его детей: сыновей, дочерей. Я знаю, что действительно этот профессор, этот отец занимает в семье пастырское место и имеет решающее слово. Недавно я как пациент побывал в больнице, и со мной разговаривала на очень современном языке студентка, которая изучает медицину. Очень современная. Я спросил ее: "Сколько человек у вас в семье?" Она ответила: "Я, три сестры, мама. Пять женщин, ну и папа шестой". "Ну", - я говорю, - "да. Вашему отцу тяжело. Пять женщин переговорить -это не шутка". Она сделала серьезное лицо и сказала: "Нет. У нас традиционная семья. У нас управляет парень. Но только парень этот должен быть ничего себе".
Существует иерархия в семье, но только это иерархия ответственности и любви. И тогда иерархия власти колеблется один раз в сторону матери, другой раз в сторону отца в зависимости от ситуации и от того, чьей именно юрисдикции подлежит данный вопрос, что именно нужно - ответственность или любовь. И чаще всего и то и другое. Царствовать - это служить. Это прекрасное выражение из глубин богословия.
Не существует порядка без иерархии, только иерархия требует служения. И поэтому в домашней церкви тоже существует порядок.
Вопрос: Как Вы считаете, каково влияние на формирование представлений о взаимоотношениях в семье теории психоанализа, заостряющего внимание на комплексах, в том числе основанных на бессознательном стремлении к инцесту?
Ответ: Конечно, теория психоанализа и особенно все программы, которые направлены на лечение людей, на терапевтический психоанализ, сейчас очень популярны. И я сталкивался даже с такой ситуацией, когда духовные особы, например, монашествующие, священники и семинаристы чаще рассказывали мне о своих визитах к психологам, нежели о визитах к исповеднику. Постоянно говорится о каких-то ранах и лечении их. И подобная мода распространилась на область семьи и на область супружества. Возникла даже такая тенденция, что молодые люди, которые собираются вступить в брак, прежде всего, отправляются к психологу, который тестирует их и говорит, подходят они друг другу или нет. То есть психолог должен решить, любят они друг друга или не любят. А в Польше в большом развитом городе Познани я встретился с людьми, которые говорили мне, что психолог это конечно хорошо, но, прежде всего, надо посмотреть гороскоп, надо посмотреть звезды, и, если звездные карты, эфемериды, подходят друг другу, если звезды совпадают, ну тогда уже можно пойти к психологу и может быть даже и пожениться. Действительно, современный человек более раним нежели люди в прошлом. И одним из источников этих ран является введение человека в утопии. Начиная с самого раннего возраста, он живет фантазиями. Даже и игрушки сейчас очень фантастические. Когда у меня был футбольный мяч, который я сам своими руками сделал из тряпки, я знал, что это за мяч и какие достижения при помощи этого спортивного снаряда я могу получить. И у моих приятелей по деревне, где я родился, более богатых приятелей, у них были уже настоящие мячи, которые они гоняли на футбольном поле. А дети моего брата гоняют мяч при помощи джойстиков в компьютерных играх и они, конечно, самые лучшие футболисты на свете. И конечно, когда такой ребенок выключит компьютер, он споткнется и на ровном месте, и вряд ли какие-нибудь спортивные достижения у него будут. И тогда в его сознании появится душевная рана, ему будет казаться, что мир поступил по отношению к нему несправедливо.
А что можно говорить о мечтах таких родителей, которые хотят, чтобы их ребенок окончил институт лучше всех, говорил на четырех языках в нескольких университетах мира, и, чтобы он стал первым советником президента, не важно Ельцина или Клинтона. Это просто нереально, потому что, Ельцину или Клинтону нужно гораздо меньше советников, чем есть в мире матерей, которые мечтают о подобной карьере для своих детей.
И, таким образом, психотерапия является низведением человека на уровень правды. И нам не столько нужны абстрактные родители, сколько нам нужны умный отец и умная мать. И надо просто ребенка низводить до уровня его реальных возможностей и его реальных сил и давать те задания, которые он может выполнить, и, которые он будет выполнять при одном том условии, чтобы всегда на первом месте в этих заданиях была любовь-служение.
Так как у нас есть еще немного времени, то я расскажу здесь о натуральных методах планирования семьи.
Учение о натуральных методах планирования семьи хорошо организовано и очень эффективно, то есть мы хорошо и легко видим конкретные плоды этого учения, конкретные плоды развития этого учения. Я немного завидую тем преподавателям, которые занимаются этими проблемами в университете, где я тоже преподаю, потому что у них есть очень наглядные графики, которые они показывают студентам, и при помощи этих графиков все им объясняют. И я как-то задумался, а как можно сделать график божественной любви? У Троицы есть свой символ. Ну, а как быть с Таинством? У меня, к сожалению, нет такой научной помощи, какая есть у моих коллег. В основном это - женщины, которые учат натуральным методам планирования. Когда после лекции мы вместе пьем кофе, эти профессора говорят мне, что если я не научу студентов этике и таинствам, то они не будут знать, "к чему эту медицину приклеить". Говоря серьезно, хотя то, что я говорил перед этим, было тоже серьезно, - обучение основам и методам должно начинаться с другой стороны, должно начинаться с учения о Творце, который все эти закономерности заложил в человеческом теле. И тогда станет ясно, что эти методы существуют не только для того, чтобы соблюсти дни, когда возможно зачатие и когда оно невозможно, но и для того, чтобы воздать славу Богу и чтобы отдать должную дань уважения деятельности человека. Когда-то кардинал Лопес Трухильо, который уже выступал здесь (он является нашим шефом в Ватикане), созвал нас на серию достаточно специальных лекций, в том числе, на серию лекций о генетике. Пани профессор одного из университетов показала нам, как генетика записана в человеке с большой логикой и с большой целеустремленностью. В перерыве между лекциями мы говорили о том, что это - величественный храм, где мужчина сближается с женщиной, и мужчина не должен входить, не постучав предварительно в дверь, без разрешения. И госпожа профессор мне ответила: "Вы сказали "храм", а когда входят в храм, то не стучат в дверь, а становятся на колени, и надо преклонить колено пред святыней, в которой открывается величие Творца". И мне припомнились старинные картины, на которых мужчина, рыцарь стоит на коленях перед женщиной, прося ее руки. Я говорю об этом для того, чтобы поверхностное изучение методов планирования семьи не давало бы в руки что-то вроде проездного или что-то вроде кредитной карточки для банкомата, чтобы получать деньги из банка. Мужчина приходит с этой картой, с этим графиком и заявляет о своих правах на женщину. И это совсем не шутка. Как раз вчера я встретил профессора из Познани, который занимается тем, что, пишет компьютерную программу для вычисления графиков дней, когда возможно зачатие и когда оно не возможно. Данные наблюдения вводятся в компьютер, и у мужчины в кармане дискетка с готовым результатом. Это точная, очень важная информация, которая, однако, не дает никаких прав. Перед святыней Бога надо встать на колени, благодаря Бога за дар жизни. Или предпринять нужные действия или их просто не предпринимать. И поэтому натуральные методы планирования семьи являются частью катехизиса. А катехизис надо знать целиком.