ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Библиотека / Уязвленная свобода и освободитель свободы |
Др. Мигель Анхель Фуэнтес ОВС
УЯЗВЛЕННАЯ СВОБОДА И ОСВОБОДИТЕЛЬ СВОБОДЫ
Создание действительно свободной семьи
Даже от самого невнимательного современного наблюдателя, изучающего отношения между мужчиной и женщиной (и, в частности, в семье), не ускользнет тот факт, что они находятся на перекрестке, где встречаются смятение и надежда, неуверенность и ожидание, наводящий ужас мрак, лишь изредка прорезаемый слабыми лучами света.
Не напрасно Папа Иоанн Павел II говорил о том, что семья то освещена лучами солнца, то попадает в тень.
В наше время появились новые вестники надежды – например, осознание насущной необходимости личностной свободы. Время обращает наше внимание на качество взаимоотношений между супругами, повышает роль женщины, призывает к ответственности в вопросе воспитания и образования детей.
С другой стороны, наше время – время кризисных ситуаций, которые никогда ранее не переживались так болезненно:
- кризис понимания брака, который становится очевидным при взгляде на разводы, свободные союзы и сожительство «на пробу»;
- кризис понимания истинной любви, который раскрывается в распространенности добрачных отношений, сведении любви к сексуальному влечению, проституции, в существовании супружеских пар нежелающих иметь детей, а также гомосексуальных пар;
- кризис понимания роли материнства и отцовства, который находит выражение в распространении абортов, искусственного оплодотворения, невозможности вырастить детей и дать им образование;
Но хуже всего, то, что вытекает из всего вышесказанного: самая большая беда современного человека – неумение любить… Незнание того, что есть любовь, становится основной проблемой брака и семьи – явлений, которые должны были бы представлять собой суть любви.
Культура нашего века – это культура смерти. Современный человек зачастую впитывает эту культуру в семье… Но неужели возможно, чтобы любовь, которая по сути есть жизнь, в наши дни несла только смерть?
Какова же причина?
Мы хотим дать ответы не только на отдельные вопросы, - мы стремимся к тому, чтобы раскрыть проблему в целом.
Занимающая нас проблема возникает не только ввиду действия таких факторов, как:
- потребительское сознание;
- телевизионная пропаганда;
- программы, направленные на ограничение рождаемости;
- деятельность организаций и правительств, покровительствующих греху;
- забвение школой своих основополагающих задач.
Кроме совокупности указанных выше факторов, наличие проблемы объясняется также чем-то еще более глубоким. Папа сказал – в основе лежит извращение идеи и опыта свободы (FC 6).
Почему так случилось? Потому что свобода – это самое ценное, что есть у нас, благодаря ей человек приобретает новый уровень достоинства. И именно эту свободу мы обесцениваем. А когда свобода обесценивается, то лишаются смысла и все ее проявления. Самое совершенное проявление свободы – это любовь, здесь свобода достигает своего высшего смысла. Из ложной же свободы проистекает ложная любовь. Поскольку истинная любовь является источником жизни, то ложная любовь порождает смерть.
Истинная любовь – источник жизни:
- любовь дала жизнь Вселенной, об этом нам говорит книга Бытия;
- любовь также дает жизнь каждому человеку, об этом нам говорит в том числе наша личная история, уходящая корнями в любовь наших родителей;
- любовь дала жизнь нашим сердцам, состарившимся от греха, об этом нам говорят Страсти Христовы.
Но, по тем же самым причинам, ложная любовь тесно связана с нашей жизнью:
- не может быть истинной любовь такой супружеской пары, в которой мужчина и женщина не желают иметь детей, и, тем самым, исключают возможность возникновения и продолжения жизни;
- не может быть истинной та любовь, которая уничтожает уже зачатую жизнь (мы имеем в виду аборты);
- не может быть истиной любовью та пародия на жалость, которая прерывает жизнь больного (эвтаназия).
Человек нашего века не умеет и не может любить, так как любовь есть акт свободы, а его свобода парадоксальным образом лишилась свободы и стала рабствовать. Свобода, которая вместо созидания целостной личности приводит ее разрушению, разрушает также и сообщества, семьи, людей.
- Зачем нам быть свободными, если именно своими свободными действиями мы вызываем разногласия и войны? Разве не свободные люди усыпали трупами земли Ливана и Боснии? Шесть человек, которых каждую минуту убивают в Руанде, – разве не погибают от рук свободных людей?
- Зачем нам быть свободными, если наши свободные действия приводят к смерти? Разве не свободны те, кто прибегает к аборту и эвтаназии?
- Зачем нам быть свободными, если именно наши свободные поступки приводят к деградации, и мы, опускаясь на уровень животного существования, оскверняем наши души и тела, расчищая путь для самого страшного падения? «Называя себя мудрыми, обезумели… и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела», - говорит св. Павел.
Бог, скорбя, все же разрешает нам следовать по пути, на котором мы насыщаемся завистью, разногласиями, убийствами, извращениями, прелюбодеяниями. И этот путь мы видим пред собой тогда, когда Бог попускает нам действовать по нашему собственному разумению, то есть, позволяет пользоваться нашей свободой. И нет для свободного человека большего наказания, чем использовать свою свободу таким предосудительным способом. «Стали мерзкими, как те, которых возлюбили» - говорит пророк Осия (9,8). Но это была ложная любовь, избранная свободно и добровольно.
Иначе и быть не может, так как свобода, отделенная от истины, саморазрушается. Современный человек отказался от свободы как раз в тот момент, когда потерял любовь к истине. Поэтому Святой Отец писал: «Вопрос Пилата “В чем истина?” возникает и сегодня благодаря замешательству, в котором пребывают люди, зачастую не зная, кто они, откуда и куда идут… И, что еще страшнее, человек не уверен в том, что в одной только истине он может найти спасение» (VS 84).
Поэтому сам Папа утверждает без околичностей, что «мы собственными глазами видим, как человек попадает в ситуацию усиливающегося саморазрушения» (VS 84).
Откуда придет свет, чтобы осветить этот мир темноты? «Свободу следует освободить», говорит Папа (VS 86). И продолжает: «Ее освободитель – Христос: «Он освободил нас, чтобы мы были свободны» (Гал. 5,1).
Мы никогда не должны забывать, что две тысячи лет назад, один старик из рода израильских священнослужителей, звавшийся Захария, произнес в присутствии своей жены Елизаветы и ее двоюродной сестры Марии из Назарета: «По благоутробному милосердию Бога нашего… посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной» (Лука 1,78-79). Этими словами Захария описывал новую жизнь, еще было сокрытую в непорочном чреве Марии.
Только Иисус Христос, как говорит Святой Отец, «демонстрирует, что открытое и честное признание истины является условием истинной свободы: “И познаете истину и истина сделает вас свободными” (Иоанн 8. 32)» (VS 87). Сам Господь говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоанн 18,37).
Если мы не потрудимся для того, чтобы вернуть людей к познанию Бога и к любви к Христу, то весь наш труд во имя семьи, ради человека, ради родины, общества, мира пойдет прахом. Как мудры слова св. Августина: Qui praeter viam currit inaniter currit («Сошедший с пути, дальше пойдет напрасно») (На 1 послание Иоанна 4, 20). Нет спасения вне Христа. Нет восстановления семьи вне Христа. Ко всем людям нашего времени, к молодежи, ко всем супругам, Господь обращает слова, которые один загадочный, неизвестный художник выгравировал около 1600 года на фламандском распятии:
Я Свет, но вы не смотрите на меня.
Я Путь, но вы не идете по нему.
Я Истина, но Вы мне не верите.
Я Жизнь, но вы меня не ищете.
Я Учитель, но вы меня не слушаете.
Я Господь, но вы мне не подчиняетесь.
Я ваш Бог, но вы мне не молитесь.
Я ваш лучший друг, но вы меня не любите.
Если вы будете несчастливы, не вините меня в этом.