ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Учительство Церкви / Familiaris consortio / ВВЕДЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Церковь на службе семьи
1. Семья в настоящее время, как и другие институты, и вероятно в ещё большей степени, подвергается влиянию обширных, глубоких и стремительных преобразований общества и культуры. Многие семьи переживают эту ситуацию, сохраняя верность тем ценностям, что составляют основу института семьи. Другие пришли в замешательство, и не понимают своей задачи, усомнились в этих ценностях и ничего не знают о высшем значении и истине супружеской и семейной жизни. Есть и такие, которые при попытке осуществить свои основополагающие права сталкиваются с различными проявлениями несправедливости.
Осознавая, что брак и семья составляют одно из наиболее ценных благ человечества, Церковь стремится донести свое учение и предложить свою помощь тем, кто, зная цену брака и семьи, старается остаться им верными; тем, кто пребывая в неуверенности и беспокойстве, ищет истину; и тем, кто незаслуженно столкнулся с препятствиями в осуществлении собственного видения семьи. Поддерживая первых, просвещая вторых, и помогая третьим, Церковь жаждет служить каждому человеку, обеспокоенному судьбами брака и семьи [1].
Церковь особенно обращается к молодым, к тем, кому предстоит вступить на путь семейной и супружеской жизни, чтобы раскрыть перед ними новые горизонты, помочь узреть красоту и величие призвания к любви и служению жизни.
Синод 1980 года как продолжение предыдущих Синодов
2. Знаком этого глубокого интереса Церкви к семье явился последний Синод Епископов, проходивший в Риме с 26 сентября по 25 октября 1980 года. Он стал естественным продолжением двух предыдущих Синодов [2] и подтвердил, что христианская семья является первой общиной, призванной возвещать Евангелие растущей человеческой личности, и привести ее, через постепенное воспитание и катехизацию, к полноте человеческой и христианской зрелости.
Кроме того, проблемы, рассмотренные на последнем Синоде, тесно связаны с теми, что были подняты на более ранних Синодах, посвященных служительному священству и справедливости в современном мире. Ибо семья, как воспитывающая община, должна помочь человеку в распознавании им своего призвания и принять на себя необходимое обязательство для достижения большей справедливости, с самого начала подготавливая его к межличностным отношениям, основанным на справедливости и любви.
По окончании заседания Отцы Синода представили мне обширный перечень предложений, в которых обобщили плоды размышлений, накопленные ими в дни напряженного труда, и единогласно просили, чтобы я пред лицом всего человечества выразил живой интерес Церкви к делам семьи, и высказал необходимые указания касательно новых пастырских задач в этой основополагающей области человеческой и церковной жизни.
Исполняя эту задачу в настоящем Обращении, являющемся особым выражением вверенного мне апостольского служения, хочу выразить свою благодарность всем участникам Синода за ценный вклад в учение и за опыт, переданный в мое распоряжение, особенно в виде “Propositiones”, текст которого я вручаю Папскому Совету по делам семьи для более глубокого изучения и раскрытия всей ценности содержащегося в них богатства.
Великое благо супружества и семьи
3. Будучи освещена верой, позволяющей познать всю истину о величайшей ценности брака и семьи, и их наиболее глубоких значениях, Церковь чувствует себя призванной возвещать Евангелие, то есть «Благую Весть» всем без исключения, особо же всем тем, кто призван к супружеству и готовится к нему, всем супругам и родителям в мире.
Она глубоко убеждена, что только принятие Евангелия позволяет исполниться всякой надежде, которую человек справедливо полагает в супружестве и семье.
Задуманные Богом в Его творческом деянии [3], брак и семья внутренне направлены к осуществлению себя во Христе [4], и нуждаются в Его благодати для того, чтобы исцелиться от ран греха [5], и вернуться к своему “началу” [6], то есть к полному познанию и всецелому исполнению замысла Божия.
В настоящий исторический момент, когда семья подвергается атакам различных сил, которые пытаются разрушить её или, по крайней мере, выхолостить ее значение, Церковь, отдавая себе отчет в том, что общественное благо, также как и ее собственное, глубоко связано с благом семьи [7], еще острее осознает свою миссию - раскрыть всем замысел Божий относительно брака и семьи, наполнить их жизнью во всяком человеческом и христианском развитии, и внося, таким образом, вклад в обновление общества и самого Народа Божия.