ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Учительство Церкви / Familiaris consortio / ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СВЕТЫ И ТЕНИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СВЕТЫ И ТЕНИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Необходимо изучить ситуацию
4. Поскольку замысел Божий в отношении брака и семьи касается мужчины и женщины в конкретных условиях их повседневного существования в определенной общественной и культурной ситуации, Церкви, чтобы исполнить свое служение, необходимо ознакомиться с условиями, в которых сегодня реализуют себя брак и семья [8].
Следовательно, это изучение является одним из неотъемлемых условий евангелизации. Ведь именно семьям нашего времени Церковь должна нести неизменное и вечно новое Евангелие Иисуса Христа, также, как семьи, вовлечённые в условия современного мира, призваны принять и осуществить замысел Божий, касающийся их. Более того, отзвук требований и призывов Духа можно расслышать и в событиях истории, поэтому Церковь может глубже понять неисчерпаемую тайну брака и семьи также из возникающих ситуаций, вопросов, тревог и надежд современной молодежи, супругов и родителей [9].
К этому следует добавить ещё одно, особо важное в наше время рассуждение. Современным мужчинам и женщинам, искренне и глубоко ищущим ответ на повседневные и серьёзные вопросы своей супружеской и семейной жизни нередко предлагаются такие соблазнительные точки зрения и предложения, которые различным образом искажают истину и само достоинство человеческой личности. Подобные предложения часто получают поддержку мощной и разветвленной сети средств массовой информации, незаметно угрожающих свободе и способности к объективной оценке.
Многие уже знают об этой опасности, грозящей человеческой личности, и действуют во имя истины. Церковь, со своей евангельской рассудительностью, присоединяется к ним, служа истине, свободе и достоинству всякого мужчины и всякой женщины.
Евангельская рассудительность
5. Рассудительность, с которой действует Церковь, подсказывает путь для сохранения целостности истины и осуществления полноты достоинства брака и семьи.
Эта рассудительность исходит из разумения веры [10], которое является даром, посылаемым Духом всем верующим [11]. И потому она является делом всей Церкви в многообразных ее дарах и различных служениях, которые все вместе и в меру присущей каждому из них ответственности, участвуют в более глубоком познании и исполнении Слова Божия. Так, Церковь осуществляет собственную евангельскую оценку не только через пастырей, учащих во имя и силою Христа, но и через мирян: ведь Христос “для того и поставил их свидетелями, открыл им смысл веры и наделил их благодатью слова, чтобы сила Евангелия воссияла в повседневной, семейной и общественной жизни” [12]. Итак, миряне, в силу их особого призвания, имеют специфическую задачу – толковать историю мира сего в свете Христа, поскольку они призваны просвещать мирские реалии и приводить их в соответствие с замыслом Бога Творца и Искупителя.
Но “сверхъестественное разумение веры” [13] состоит не только и непременно на единодушии верующих. Следуя за Христом, Церковь ищет истину, которая не всегда согласуется с мнением большинства. Она внемлет гласу совести, а не «силы», и тем защищает убогих и отверженных. Она отдает должное социологическим и статистическим исследованиям, постольку они оказываются полезными для уточнения исторического контекста, в котором Церкви приходится развивать пастырскую деятельность, а также - для более совершенного познания истины; но сами по себе подобные исследования все же не могут быть признаны безусловным выражением разумения веры.
Поскольку задачей апостольского служения является утверждение незыблемого пребывания Церкви в Истине Христа и все более совершенного в нее облечения, пастырям надлежит углублять разумение веры во всех чадах Церкви, критически осмысливая и авторитетно оценивая истинность его проявлений, а также воспитывая верующих для более глубоких евангельских оценок [14].
Для достижения подлинно евангельской рассудительности в различных ситуациях и многообразных культурах, в которых мужчина и женщина сопереживают свое супружество и семью, христиане - супруги и родители - могут и должны вносить свой собственный и незаменимый вклад. Способными к этому их делает харизма, то есть присущий им дар - дар Таинства брака [15].
Положение семьи в современном мире
6. Ситуация, в которой находится семья сегодня, имеет позитивные и негативные аспекты: первые являются знамением искупления Христова, действующего в мире, вторые – знамения отвержения человеком любви Божией.
В самом деле, с одной стороны, существует более живое осознание личной свободы и большее внимание к качеству межличностных отношений в браке, к возвышению достоинства женщины, к ответственному деторождению и воспитанию детей. Кроме того есть осознание необходимости укрепления связей между семьями с целью оказания взаимной духовной и материальной помощи, более совершенного раскрытия церковной миссии, свойственной семье, а также ее ответственности за построение более справедливого общества. Но с другой стороны вызывают беспокойство признаки деградации некоторых основополагающих ценностей: ошибочное толкование, в теории и на практике, независимости супругов во взаимных отношениях; серьёзные разногласия в понимании вопроса авторитетности родителей по отношению к своим детям; практические трудности, с которыми часто сталкивается семья при передаче ценностей христианского брака; растущее число разводов; трагедия абортов; все более частое применение стерилизации; утверждение самого настоящего контрацептивного менталитета.
У истоков этих негативных явлений зачастую лежит искажение самой идеи и опыта свободы, воспринимаемой не как способность осуществить истину замысла Божия о браке и семье, но как самостоятельная сила, эгоистически используемая для самоутверждения, нередко за счёт других, ради собственного благосостояния.
Следует обратить внимание и на тот факт, что в странах так называемого “третьего мира” семьи зачастую не имеют как основных средств к существованию - таких, как пища, работа, жилище, лекарства, так и самых элементарных свобод. В богатых же странах - напротив, - чрезмерное благоденствие и потребительская жизненная позиция, парадоксальным образом сочетающиеся с некоторым страхом и неуверенностью в будущем, лишают супругов великодушия и смелости дать жизнь новому человеческому существу: таким образом, жизнь нередко понимается не как благословение, но как угроза, от которой следует защититься.
Историческая ситуация, в которой ныне оказалась семья, представляется, таким образом, как некая совокупность света и тени.
Это свидетельствует о том, что история – это не просто прогресс, неизбежно ведущий к лучшему, но – проявление свободы, более того, это борьба двух противонаправленных свобод, то есть, согласно знаменитому выражению св. Августина, - противостояния между любовью к Богу вплоть до презрения к себе, и любовью к себе вплоть до презрения к Богу [16].
Из сказанного выше следует, что только воспитание в любви, основанной на вере, может помочь обрести способность верно толковать “знамений времен”, являющихся историческим выражением этой двойственной любви.
Влияние ситуации на совесть верующих
7. Живя в таком мире - под давлением, исходящим, прежде всего, от масс-медиа, верующие не всегда умели и умеют защитить себя от замутнения смысла основополагающих ценностей и вести себя как совесть, критически оценивающая эту семейную культуру, и как активные участники созидания подлинно семейного гуманизма.
Среди наиболее беспокоящих нас признаков этой ситуации Отцы Синода подчеркнули, в частности, рост числа разводов среди верных и образование новых брачных союзов; заключение только лишь гражданского брак, что противоречит призванию крещенных к “венчанию во Господе”; принятие Таинства брака без живой веры, но по каким-либо иным причинам; отказ от нравственных норм, регулирующих и способствующих осуществлению сексуальности в браке и придающих им человеческий и христианский смысл.
Наше время нуждается в мудрости
8. Так перед всей Церковью встает задача глубокого переосмысления и вовлеченности в общественные процессы ради того, чтобы напитать новую, нарождающуюся культуру евангельскими истинами, чтобы утвердить в сознании людей подлинные ценности, чтобы защитить права мужчин и женщин и способствовать справедливости внутри самого общества. Таким образом “новый гуманизм” не разорвёт связь людей с Богом, но будет все более к Нему приближать.
Наука и ее прикладные области предлагают новые и огромные возможности для построения подобного гуманизма. К сожалению, вследствие политических решений, определяющих направление исследований и их практическое применение, наука нередко используется вопреки ее первоначальному предназначению, каковым является её участие в развитии человеческой личности.
Поэтому необходимо восстановить в сознании общества первенство нравственных ценностей, которые являются ценностями человеческой личности как таковой. Новое осознание высшего смысла жизни и ее основополагающих ценностей является великой задачей сегодняшнего дня, имеющей целью обновление общества. Лишь осознание первостепенной важности этих ценностей позволяет так использовать огромные возможности, вложенные наукой в человеческие руки, что они действительно будут направлены к развитию человеческой личности во всей полноте ее внутренней истины, свободы и достоинства. Наука призвана заключить союз с мудростью.
Потому следующие слова II Ватиканского Собора можно отнести также и к семейной проблематике: “Наша же эпоха еще больше, чем прошедшие века нуждается в такой мудрости, чтобы все новое, открываемое человеком, становилось более человечным. Ведь будущая судьба мира находится в опасности, если не придут более мудрые люди” [17].
Формирование нравственной совести, делающей всякого человека способным выносить суждения и распознавать надлежащие способы самореализации в соответствии с первоначальной истиной, становится приоритетным и непреложным требованием.
Современная культура нуждается в союзе с Премудростью Божией на более глубоком уровне. Каждый человек становится причастником этой Премудрости уже в самом Божием творческом деянии, и лишь храня верность этому союзу, современные семьи смогут положительно влиять на строительство более справедливого и братского мира.
Постепенность и обращение
9. Несправедливости, началом которой явился грех, глубоко проникший в структуры современного мира и зачастую не дающий семье полностью реализовать себя и свои основополагающие права, мы все должны противостоять с помощью обращения ума и сердца, следуя Распятому Христу в отречении от собственного эгоизма: такое обращение не может не оказать благотворного и обновляющего влияния также и на общественные структуры.
Необходимо непрерывное, постоянное, обращение, которое, требуя внутренней отстранённости от всякого зла и следования полноте добра, фактически осуществляется поэтапно, в виде отдельных шагов, каждый из которых ведёт всё дальше по этому пути. Так развивается динамичный процесс, который постепенно продвигается вперед со всё более усиливающимся проникновением даров Божиих и требований Его совершенной и абсолютной любви во все аспекты личной и общественной жизни человека. Поэтому необходим педагогический процесс возрастания, дабы отдельные верные, семьи и народы, и даже сама цивилизация были терпеливо ведомы далее, от того, что они уже получили от тайны Христовой, ко все более богатому познанию и полному включению этой Тайны в их жизнь.
Инкультурация
10. Церковь, в согласии со своей неизменной традицией, воспринимает из культур разных народов все то, что способно лучше выразить неисчерпаемые сокровища Христа [18]. Только во взаимодействии всех культур эти сокровища обретут все более полное выражение, а сама Церковь будет с каждым днем восходить ко все более совершенному и глубокому познанию той истины, которая была ей полностью дарована Господом.
Твёрдо придерживаясь двойного принципа совместимости Евангелия с различными культурами, в которые оно внедряется и общения со Вселенской Церковью надлежит продвигаться далее в изучении – особенно со стороны Епископских Конференций и компетентных Ведомств Римской Курии – и в пастырской деятельности, чтобы эта «инкультурация» христианской веры осуществлялась более широко, в том числе и в области брака и семьи.
Именно через « инкультурацию» приходят к полному восстановлению союза с Божественной Премудростью, которая есть Сам Христос Господь. Вся Церковь обогатится также и теми культурами, которые, будучи лишены технологий, обладают человеческой мудростью и глубокими нравственными ценностями.
Чтобы ясно указать цель этого процесса и безопасный путь к ней, Синод справедливо рассмотрел, прежде всего, учение о первоначальном замысле Божием касательно супружества и семьи: согласно учению Христа он пожелал вернуться к “началу” [19].