Андреа Мантенья. Святое семейство со Св. Елизаветой и младенцем Иоанном ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Учительство Церкви
/ Familiaris consortio
/ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ В ОТНОШЕНИИ СУПРУЖЕСТВА И СЕМЬИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ В ОТНОШЕНИИ СУПРУЖЕСТВА И СЕМЬИ

Человек как образ Бога – Любви

      11. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию [20]; и, призывая его к существованию ради любви, Он призвал его одновременно к самой любви.
      Бог есть любовь, [21] и Он хранит в Себе тайну личного общения любви. Творя человека по Своему образу и непрестанно поддерживая его существование, Бог запечатлевает в человечестве мужчины и женщины призвание, и следовательно, способность и ответственность к любви и общности [22]. Таким образом, любовь – это основное и прирожденное призвание каждого человеческого существа.
      Будучи воплощённым духом, то есть душою, имеющей выражение в теле, и телом, сформированным бессмертным Духом, человек призван к любви именно в этой своей единой целостности. Любовь объемлет тело человеческое, тело же имеет участие в духовной любви.
      Христианское откровение знает два надлежащих способа осуществления призвания человеческой личности, во всей её полноте, к любви: это призвания к браку и к девству. И первое, и второе, каждое присущим ему образом, являются конкретным исполнением глубочайшей истины о человеке, о его существовании “по образу Божию”.
      Вследствие этого сексуальность, с помощью которой мужчина и женщина предаются друг другу в надлежащих и исключительно супружеских актах, вовсе не является неким чисто биологическим явлением, но касается самой внутренней сущности человеческой личности как таковой. Она осуществляется истинно по-человечески только тогда, когда составляет неотъемлемую часть любви, связывающей мужчину и женщину до самой смерти. Целостный дар плоти стал бы обманом, не будь он знамением и плодом полной личностной самоотдачи, то есть той самоотдачи, в которой присутствует вся личность, также и во временном измерении. Если же человек нечто сохраняет для себя, либо оставляет за собой возможность изменить решение в будущем, - уже поэтому он не отдает себя полностью.
      Эта целостность, которая требуется для супружеской любви, соответствует также требованиям ответственного родительства, которое, будучи устремлено к рождению человеческого существа, преодолевает по своей природе чисто биологический аспект и объемлет всю полноту личностных ценностей; для гармоничного же развития новой личности необходим неустанный и согласный вклад обоих родителей.
      Единственным «местом», где эта самоотдача может быть осуществлена в полноте своей истины, является семья, то есть союз супружеской любви, либо, выражаясь по-иному, – сознательный и свободный выбор, в котором мужчина и женщина принимают внутреннюю общность жизни и любви, предусмотренную Самим Богом [23], и являющую свое истинное значение лишь в этом свете. Институт брака не является следствием какого–либо неправомерного вмешательства общества или властей, или навязыванием извне некоей формы, но составляет внутреннее условие союза супружеской любви, публично утверждающего себя в качестве единственного и исключительного, чтобы сохранить таким образом совершенную верность в отношении замыслов Бога Творца. Эта верность, ни в коей мере не ущемляя свободу личности, защищает ее от всякого субъективизма и относительности, делая её причастницей творческой Премудрости.

Супружество и общение между Богом и людьми

      12. Общение любви между Богом и людьми, составляющее основополагающее содержание Откровения и опыта веры Израиля, обретает своё красноречивое выражение в брачном союзе, который устанавливается между мужчиной и женщиной.
      Посему главная весть Откровения: «Возлюбил Бог народ Свой», выражается также живыми и конкретными словами, с помощью которых мужчина и женщина говорят друг другу о своей супружеской любви. Их узы любви становятся знамением и образом того Завета, что соединил Бога с Его народом [24]. И тот же грех, что уязвляет супружеский союз, становится образом неверности народа своему Богу: идолослужение есть распутство [25], неверность есть прелюбодеяние, непослушание же закону есть отвержение брачной любви, которой Господь оделил человека. Но неверность Израиля не уничтожает предвечной верности Господней, и поэтому любовь Божия, неизменно верная, становится прообразом уз истинной и преданной любви, которые должны соединять супругов [26].

Иисус Христос – Жених Церкви и Таинство брака

      13. Общение Бога с человеком окончательно исполняется во Иисусе Христе, Женихе, возлюбившем человечество, и дарующем ему Себя как Искупителя, соединивши его в Своё Тело.
      Он являет первоначальную истину о супружестве, истину о “начале» [27] и, освобождая человека от жестокосердия, соделывает его способным к полноценному осуществлению этой истины.
      Это откровение достигает своей окончательной полноты в той любви, которой Слово Божие, воплотившись, одаряет человечество, и в той жертве, посредством которой Иисус Христос предает Самого Себя на крестную смерть ради Своей Невесты, Церкви. В этой жертве полностью раскрывается замысел, запечатленный Богом в человечестве мужчины и женщины от самого их сотворения [28]; супружество же крещенных становится, таким образом, действительным знамением Нового и Вечного Завета, заключенного в Крови Христовой. Дух, уделяемый Господом, дарует новое сердце и делает мужчину и женщину способными любить так, как и Христос нас возлюбил. Супружеская любовь обретает полноту, внутренне подчиненную той супружеской любви, которая является надлежащим и исключительным способом, с помощью которого супруги участвуют и призваны переживать любовь Самого Христа, жертвующего Собою на Кресте.
      В одном из своих заслуженно знаменитых посланий Тертуллиан воспел величие и красоту супружеской жизни во Христе: “Как смогу выразить счастье того супружества, которое заключает Церковь, утверждает евхаристическая жертва и запечатлевает благословение; которое возглашают ангелы, а Отец утверждает?… Как прекрасны узы двоих верующих, соединенных единою надеждой, пребывающих в единой верности, в едином служении! Оба они – единомышленники и оба служат единому Господу; и нет меж ними разделения ни по плоти, ни в духе. Итак, воистину двое в одной плоти, а где плоть едина, един и дух” [29].
      Принимая Слово Божие, и верно размышляя о нем, Церковь торжественно учила и учит, что брак крещенных есть одно из семи Таинств Нового Завета [30].
      Ибо через Крещение мужчина и женщина окончательно вводятся в Новый и Вечный Завет, брачный Завет Христа со Своей Церковью. Именно благодаря нерушимости Завета эта глубочайшая общность жизни и супружеской любви, установленная Творцом [31], возвышается и включается в брачную любовь Христа, укреплённая и обогащённая Его спасительной силой.
      В силу таинственного характера супружества, взаимная связь супругов становится еще более глубокой и нерасторжимой. Их принадлежность друг другу, освящённая Таинством, является реальным отображением отношения Христа к Своей Церкви.
      Поэтому супруги являются для Церкви постоянным напоминанием о том, что произошло на Кресте; они служат друг другу и своим детям свидетелями спасения, причастниками которого соделались в Таинстве. Брак, подобно каждому Таинству, есть напоминание, осуществление и пророчество о деле искупления: «Как напоминание, Таинство сообщает им благодать и заставляет воспоминать великие дела Божии и свидетельствовать о них пред детьми; как осуществление – оно сообщает им благодать и долг воплощать в жизни, по отношению друг к другу и к своим детям, требования всепрощающей и дарующей искупление любви; как пророчество, оно дарует им благодать и призывает их жить и подавать свидетельство надежды грядущей встречи со Христом” [32].
      Как всякое из семи Таинств, брак также, но по-своему, является реальным знамением дела искупления. “Заключившие брачный союз, будучи супругами, оба в нем участвуют, и до такой степени, что главным и непосредственным последствием супружества (res et sacramentum) является не сама сверхъестественная благодать, но христианская супружеская связь, общение двоих, христианское по свое сути, ибо оно представляет тайну Воплощения Христова и тайну Его Завета. Особым является также и их участие в жизни Христовой: супружеская любовь имеет всеобъемлющий характер, она подчиняет себе все составляющие личности – зов плоти и инстинкта, силу чувств и привязанности, стремление духа и воли. Любовь направлена к глубоко личностному единству, не только соединяющему в одну плоть, но и ведущему к тому, чтобы было единое сердце и единая душа. Она требует нерасторжимости и верности в полном обоюдном дарении и раскрывается деторождению (ср. Павел VI, Humanаe vitae, 9). Одним словом, речь идет об обычных чертах, характеризующих каждую естественную супружескую любовь, но в новом значении, которые не только очищают и укрепляют её, но также возвышают её настолько, что она становится выражением истинно христианских ценностей [33].

Дети, ценнейший дар супружества

      14. По замыслу Божию, супружество является основой, на которой затем созидается более широкая семейная община, так как сам институт брака, равно как и супружеская любовь, направлены к рождению и воспитанию потомства, в котором они и обретают свой венец [34].
      В глубинной своей реальности, любовь - это прежде всего дар. Супружеская любовь, ведущая мужчину и женщину к обоюдному “познанию”, созидающему их в “одну плоть” [35], не ограничивается лишь ими двоими, поскольку делает их способными к величайшей самоотдаче, благодаря которой они становятся соработниками Бога, передавая дар жизни новому человеческому существу. Таким образом, супруги, вверяясь друг другу, производят на свет новую реальность - дитя, живой образ их любви, неизменное знамение их супружеского единства, живое и неотъемлемое свидетельство их отцовства и материнства.
      Становясь родителями, супруги получают от Бога дар новой ответственности. Их родительская любовь должна стать для детей видимым знаком той самой любви Божией, «от которой происходит имя всякого отцовства на небе и на земле» [36].
      Но не стоит забывать, что и тогда, когда рождение потомства невозможно, супружеская жизнь не утрачивает из-за этого своей ценности. Ведь физическое бесплодие может дать супругам способность к иному, столь же важному служению жизни человеческой личности - например, усыновлению, а также различным формам воспитательной работы, помощи другим семьям, бедным или имеющим физические ограничения детям.

Семья – общность личностей

      15. В супружестве и семье находит себе место вся гамма межличностных отношений, а именно – отношения жениха и невесты, отца и матери, сыновства, братства, через которые всякая человеческая личность входит как в “человеческую семью”, так в и “семью Божию”, которой является Церковь.
      Христианское супружество и семья созидают Церковь. Ведь в семье человеческая личность не только рождается и постепенно, через воспитание, вводится в человеческое сообщество, но возрождением в водах Крещения и воспитанием в вере включается в семью Божию, то есть Церковь.
      Человеческая семья, распадающаяся из-за греха, заново соединяется искупительной силой смерти и воскресения Христа [37]. Христианское супружество, соучаствуя в спасительных последствиях этой тайны, составляет естественную среду, в которой совершается присоединение человеческой личности к великой церковной семье.
      Заповедь расти и размножаться, с самого начала данная мужчине и женщине, обретает, таким образом, свою полную истину и совершенное осуществление.
      Итак в семье, рожденной от Таинства, Церковь обретает свою колыбель и место, где она входит в человеческие поколения, а они, в свою очередь, - в Церковь.

Брак и девство

      16. Девство и целомудрие ради Царствия Небесного не только не противоречат достоинству супружества, но предусматривают и утверждают его. Брак и девство – это два способа выражения и переживания единой Тайны Завета Бога с Его народом. Без уважения брака не может существовать и посвященное Богу девство; и если человеческая сексуальность не воспринимается как величайшая ценность, дарованная Творцом, то утрачивает свой смысл отречение от неё ради Его Царства.
      Исключительно справедливым представляется утверждение св. Иоанна Златоуста: «Кто осуждает брак, тот сокращает славу и девства; а кто одобряет брак, тот ещё более возвышает девство и делает его более дивным и светлым. Что является добром в сравнении лишь со злом, не есть великое благо; а что лучше всякого общепризнанного добра, то есть добро по преимуществу» [38].
      Живя в девстве, человек пребывает по плоти в ожидании эсхатологического обручения Христа с Церковью, предавшись полностью Церкви и ожидая, когда Христос предаст Себя Церкви в полноте истины жизни вечной. Давший обет безбрачия человек предвосхищает таким образом, во плоти своей, новый мир «грядущего Воскресения» [39].
      В силу этого свидетельства девственность утверждает в Церкви живое осознание тайны супружества и оберегает от всякого преуменьшения его значения и обеднения его смысла.
      Делая сердце человека особенно свободным [40], «так, чтобы еще больше воспламенить в нем любовь к Богу и ко всем людям» [41], девственность свидетельствует о том, что Царство Божие и его праведность есть та драгоценная жемчужина, которую надлежит предпочесть всем другим величайшим богатствам, и драгоценность эту человек должен искать как единственное и наивысшее сокровище. Потому Церковь в своем земном странствии всегда защищала преимущество этого дара перед даром супружества, ради его особой связи с Царством Божиим [42].
      Отрекаясь от физической возможности плодиться, давший обет безбрачия человек становится плодовитым духовно, он становится отцом и матерью для многих, содействуя реализации семьи согласно замыслу Божию.
      Поэтому христианские супруги имеют право ожидать от безбрачных людей доброго примера и свидетельства верности всею своею жизнью этому призванию. Как для супругов сохранение верности порой бывает нелегким и требует жертвы, умерщвления плоти и самоотречения, так и для давших обет безбрачия людей оно может быть трудным. Верность, которую они неизменно хранят и во времена испытаний, должна быть созидательной для супружеской верности [43].
      Приведенные выше размышления о девстве могут стать светом и поддержкой для тех, кто, по причинам, не зависящим от их воли, не смог вступить в супружеский союз и воспринял свое положение в духе служения.

Предыдущая часть ~ Наверх ~ Следующая часть

Hosted by uCoz