Андреа Мантенья. Святое семейство со Св. Елизаветой и младенцем Иоанном ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
/ Учительство Церкви
/ Marialis cultus
/ ЧАСТЬ I. ЛИТУРГИЯ КАК ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

ЧАСТЬ I
ЛИТУРГИЯ КАК ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

      1. Приступая к размышлению о месте, какое занимает Блаженная Дева Мария в христианском Богопочитании (cultus christianus), прежде всего мы должны задуматься над священной Литургией (sacra liturgia), которая наряду с богатством вероучительного обладает несравненной пастырской действенностью и несомненной ценностью для других образов Богопочитания. Нам хотелось бы обсудить различные виды Литургии Востока и Запада, однако в виду цели сего Апостольского послания Мы исследуем почти исключительно книги римского обряда, ибо только он, согласно практическим нормам, принятым II Ватиканским Собором[9], был основательно обновлен, также и в тех случаях, когда речь идет о способах выражения почитания (veneratio) Пресвятой Девы Марии. Поэтому именно этот обряд следует внимательно исследовать и оценить.

Оглавление:

1. Пресвятая Дева Мария в обновленной Литургии Римской Церкви

2. Значение обновления Литургии для почитания Пресвятой Богородицы


3. Пресвятая Дева Мария - образ Церкви

       1. Пресвятая Дева Мария в обновленной Литургии Римской Церкви

      2. Перед обновлением римской Литургии следовало тщательно обновить Всеобщий календарь (Calendarium Generale). Это новое уложение, имеющее целью то, чтобы празднование дела спасения в установленные дни соответственно раскрывалось разделением на годичный круг всей тайны Христовой, начиная от Воплощения и до ожидания Его славного пришествия[10], позволило включить память Богоматери в годичный круг тайн Сына более естественным образом и в более тесной связи с этими тайнами.

      1.1. Непорочное Зачатие (8 XII)

      3. Так, в Литургии времени Адвента, помимо торжества 8-го декабря, в котором одновременно отмечаются Непорочное Зачатие Богородицы Девы, основательное приготовление (ср. Ис 11,1-10) к пришествию Спасителя и блаженное начало Церкви без порока и нетления[11], часто воспоминается Та же Пресвятая Дева, главным образом в рядовые дни от 17 до 24 декабря, особенно же в воскресенье перед Рождеством Христовым, в котором звучат древние предсказания пророков о Деве-Матери и о Мессии[12], а также читаются отрывки из Евангелия, говорящие о грядущем рождении Христа и Его Предтечи[13].

      4. Воистину таким образом верные, переносящие дух Адвента из священной Литургии в свою жизнь, размышляя о неизреченной любви, с какою Дева-Матерь ожидала Сына[14], склоняются к тому, что принимают Ее как образец и готовы выйти навстречу грядущему Спасителю, "бодрствуя в молитве и ликуя во хвалениях"[15]. В Литургии времени Адвента Мы хотим обратить внимание также на то, что соединение мессианского ожидания и ожидания славного пришествия Христова с полным восхищения воспоминанием Матери предоставляет нам образ прекрасного равновесия в Богопочитании (cultus). Это может считаться как бы правилом для воздержания от всякого стремления к отделению - как это часто имеет место в некоторых образах народного благочестия (pięłaś) - почитания (devotio) Богородицы Марии от средоточия, к которому необходимо следует его направлять, а именно от Христа. Это также делает возможным признание данного времени, как указывают литургисты, особенно уместным для воздавания надлежащим образом почитания (cultuś) Богородицы. Мы подтверждаем такое указание и желаем, чтобы оно было повсеместно принято и применяемо.

      1.2. Время Рождества Христова и торжество Богородицы (1 I)

      5. Время Рождества Христова есть продленная память Божественного, девственного, спасительного материнства Той, чье "приснодевство даровало миру Спасителя"[16]. Действительно, в торжество (sollemnitas) Рождества Христова Церковь, поклоняясь (adorans) Спасителю, почитает (veneratur) Его преславную Матерь. В торжество Богоявления (Epiphania Domini), отмечая всеобщее призвание ко спасению, Церковь созерцает Пресвятую Деву, истинный Престол Премудрости и истинную Матерь Царя, являющую волхвам Искупителя всех народов (ср. Мф 2,11), да поклонятся Ему. В праздник (festum) Святого Семейства Иисуса, Марии и Иосифа (воскресенье в октаве Рождества Христова) Церковь благоговейно взирает на святую жизнь, какую вели в назаретском доме Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, Его Матерь Мария и Иосиф - муж праведный (ср. Мф 1,19).
      В новом уложении Рождественского времени необходимо, как Нам кажется, чтобы всеобщее внимание было обращено к возобновленному торжеству Пресвятой Девы Марии - Матери Божией (sollemnitas sanctae Dei Genetricis Mariae). Торжество это - установленное, согласно с древними указаниями богослужебной традиции города Рима, на первый день января - имеет целью торжественно воспомнить роль, которую Дева Мария исполнила в этой тайне спасения, и дабы почтить особое достоинство, благодаря сему выпавшее "Святой Родительнице (...) чрез Нее же мы удостоились (...) принять Виновника жизни"[17]. Кроме того, торжество это дает замечательную возможность для возобновления поклонения, какое надлежит воздавать рожденному Князю Мира (Princeps Pacis), чтобы вновь было услышано радостное благовестие, и чтобы заступничеством Царицы Мира (Regina Pacis) испросить у Бога величайший дар мира. Руководимые всем этим - ввиду счастливого совпадения отдания Рождества Христова с днем пожеланий, началом года - Мы установили День молитв об укреплении мира во всем мире, что приобретает все большее признание и уже приносит плоды мира в душах многих людей.

      6. К двум уже упомянутым торжествам: Непорочного Зачатия (8 декабря) и Богоматеринства (1 января), следует присоединить древние празднества (celebrationes), отмечаемые 25 марта и 15 августа.

      1.3. Благовещение Господне (25 III)

      В Римском календаре торжественному празднованию Воплощения Слова возвращено, на основании соответствующих доводов, древнее название Благовещения Господня, однако это торжество (celebratio) было и остается празднованием (festivitas) одновременно Христа и Пресвятой Девы: это значит, как Слова, ставшего Сыном Марии (Мк 6,3), так и Девы, ставшей Матерью Бога. Имея ввиду Христа, Восток и Запад в своих Литургиях отмечают это торжество как память сего спасительного "да будет" (fiat), изреченного Воплощенным Словом, Которое сказало, входя в мир: "Вот иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10,7; Пс 39,8-9), как память начала искупления, а также внутреннего и неразрывного соединения Божественной и человеческой природ в одном Лице Слова. Что же касается Девы Марии, то это торжество отмечается как празднование новой Евы, послушной и верной Девы, Которая, великодушно произнеся слова "да будет" (fiat; ср. Лк 1,38), деиствием Духа Святого стала Богородительницею (Dei Genetrix), а также истинной Матерью живущих, и приняв в Свое чрево единого Посредника (ср. 1 Тим 2,5), стала истинным Ковчегом Завета и истинным Храмом Божиим. Иначе говоря, это торжество является воспоминанием (rеcordatio) возвышеннейшего мгновения в том как бы диалоге, который Бог завязал с человеком о его спасении, а также памятью (memoria) свободного согласия Пресвятой Девы и содействия в осуществлении Божия замысла спасения человечества.

      1.4. Взятие на Небеса (Успение) Богородицы (15 VIII)

      В торжество (sollemnitas) дня 15 августа чтится преславное Взятие на Небеса (Успение / Assumptio in caelum) Пресвятой Богородицы. Это торжество, в котором воспоминаются совершенство и блаженство, к которому Она была предназначена, прославление Ее непорочной души и девственного тела, совершенное уподобление воскресшему Христу. Это празднование предлагает Церкви и человечеству образ, несущий утешение и свидетельство о том, что исполняется надежда вечной жизни. Ибо имеющее некогда наступить прославление является блаженным предназначением всех тех, кого Христос соделал братьями, принимая участие в их "крови и плоти" (Евр 2,14; ср. Гал 4,4). У торжества Взятия на Небеса (Assumpio) есть свое праздничное продолжение в отмечаемой спустя семь дней памяти (memoria) Пресвятой Девы Марии Царицы. В этот день созерцается Та, которая восседает рядом с Царем веков, сияет как Царица и заступается за нас как Матерь[18]. Итак, есть четыре торжества высшего богослужебного значения [8 XII, 1 I, 25 III, 15 VIII - Ред.], в которых прославляются главные истины, касающиеся смиренной Рабы Господней.

      1.5. Второстепенные праздники и дни памяти

      7. После того, как мы рассмотрели эти торжества, следует прежде всего остановиться на праздниках, напоминающих о спасительных событиях, в которых Пресвятая Дева Мария тесными узами соединяется с Сыном. Таковы суть: праздник (festum) Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября), "Которая всему миру была надеждою и утреннею звездою спасения"[19]; праздник (festum) Посещения (31 мая), в Литургии которого воспоминается Блаженная Дева Мария, носящая во чреве Сына[20], однако посещающая Елисавету, дабы послужить ей Своей любовью и возвестить милосердие Спасителя Бога[21]; память (тетоriа) Матери Скорбящей (15 сентября), дающая возможность живого воспоминания важнейшего и как бы решающего момента истории спасения, а также возможность почитания "Матери сострадающей с Сыном", рядом с Которым Она стояла, когда Он был вознесен на кресте[22].
      Следует также обратить внимание на праздник Сретения Господня - 2 февраля, которому возвращено название Представления Господа во храм (Praesentatio Domini), дабы еще совершеннее передать богатейшее содержание, заключенное в нем, а именно, одновременное воспоминание о Сыне и Матери. Ибо это - празднование тайны спасения, совершенного Христом, с Которым Пресвятая Дева наиболее тесно соединилась, как Матерь страдающего Раба Ягве, как исполнительница предназначения, порученного древнему Израилю, и как образ нового народа Божия, который в вере и надежде постоянно испытывается страданиями и преследованиями (Лк 2,21-35).

      1.6. Местные литургические воспоминания

      8. Если в обновленном Римском календаре указываются прежде всего вышеназванные празднества (celebrationes), то в нем также заключены другие виды литургических воспоминаний (commemorationes), которые, основываясь на мотивах местного благочестия, были приняты более широко и привлекли внимание многих (11 февраля: Блаженной Девы Марии Лурдской; 5 августа: Освящение римской базилики Пресвятой Девы Марии - "Santa Maria Maggiore"). К ним относятся и другие дни памяти, сначала отмечавшиеся отдельными монашескими орденами, ныне же по причине большего распространения могущие быть названными поистине общецерковными (16 июля: Пресвятой Девы Марии Монте-Кармельской; 7 октября: Пресвятой Богородицы св. Розария). Наконец, следует перечислить иные дни памяти, содержащие - обходя неканонический элемент - пример большой ценности и продолжающие досточтимые традиции, проистекающие из духовности Востока (21 ноября: Введение во храм Пресвятой Богородицы), либо же выражающие стремления, обнаружившиеся в благочестии (pietas) нашего времени (суббота после второго воскресенья после Сошествия Духа Святого: Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии).

      1.7. Воспоминания необязательные

      9. Нельзя забывать, что в Римском календаре перечислены не все Богородичные праздники, ибо в поместные календари - при точном соблюдении литургических норм, следуя благочестивому и добровольному зову сердца -вводятся Богородичные празднества (festivitates) разных поместных Церквей. Нам остается еще вспомнить о возможности частого совершения Богослужебного поминовения Богородицы благодаря обычаю справлять память (теmoria) Пресвятой Девы Марии в субботу. Этот древний и как бы скромный обычай по причине гибкого характера нынешнего обязательного календаря и большого числа формуляров изменяемых частей Евхаристической Литургии оказывается очень полезным и разнообразным.

       2. Значение обновления Литургии для почитания Пресвятой Богородицы

      10. Мы не ставим себе целью в этом Апостольском послании совершить обзор всего того, что заключается в новом Римском Служебнике (Missale Romanum). Однако, поскольку Мы решили подвергнуть оценке обновленные книги Римского обряда[23], Мы желаем выяснить некоторые проблемы и аспекты этого вопроса.

      2.1. "Римский канон" о Пресвятой Деве Марии

      Прежде всего Мы хотим заметить, что в Евхаристических молитвах (анафорах) Служебника в некой необычайной гармонии с восточными Литургиями(Communicantes et memoriam venerantes), прежде всего, Преславной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа..." Также и в III Евхаристической молитве, недавно введенной, жажда просящих с великой мольбой об участии вместе с Матерью в сыновнем наследии выражена так: "Да соделает Он нас вечным приношением, дабы обрести нам наследие с избранными Твоими [Отче], прежде всего, с Пресвятой Богородицей Девой Марией". Эта ежедневная память, поскольку она включена в самую сердцевину Божественного Жертвоприношения, должна считаться особым выражением почитания (cultus), воздаваемого Церковью "Благословенной Всевышним" (Лк 1,28).

      2.2. Обновленный "Римский Служебник" о Пресвятой Богородице

      11. Просматривая же далее молитвословия недавно обновленного Римского Служебника, с уверенностью отмечаем, что важнейшие темы римского собрания молитв, темы, к примеру, Непорочного Зачатия и полноты благодати, Богоматеринства, совершенного и плодоносного Девства, Храма Духа Святого, соработания в деле Сына, примера святости, всемилостивого заступничества, взятия на небеса, царского и материнского достоинства и другие, были приняты на основе совершенной преемственности от учения древности и согласия с ним. Сюда были включены также и другие, отчасти новые, темы, а именно, оказывающиеся в согласии с сегодняшним развитием богословия. Так обстоит дело, например, с темой" Церковь - Пресвятая Дева Мария", включенной со всем своим разнообразием и богатством в молитвословия того же Служебника, в соответствии с тем, как многоразличны и многочисленны связи, существующие между Матерью Христа и Церковью.
      Ибо эти молитвословия в Непорочном Зачатии Пресвятой Девы видят первоначало Церкви, которая есть непорочная Невеста Христова
[25]. В догмате о Взятии на Небеса (Assump-tio) открывают начало уже осуществившееся, а также образ того события, которому для всей совокупности Церкви еще предстоит осуществиться[26]. В тайне материнства исповедуют они Марию Матерью Главы и членов, откуда вытекает, что Сию Пресвятую Богородицу должно прославлять как заботливую Матерь Церкви[27].
      Когда же священные тексты Литургии (sacra liturgia) обращают наши очи к Церкви как первых веков, так и нынешнего времени, то в самых ее основаниях мы находим Деву Марию: а именно, как некогда Она, находясь вместе с Апостолами, пребывала в молитве[28], так и ныне присутствует и действует в Церкви. Церковь же хочет вместе с Нею переживать тайну Христову: "...Подай Церкви Твоей, дабы став с Нею [Пресвятой Девой Марией] участницею страстей Христовых, заслужила участие в Его воскресении"[29]. Находим Ее также тогда, когда, воспевая песнь хвалы, Церковь вместе с Нею желает прославлять Бога: "...Дабы с Нею [Девой Марией] всегда могла Тебя величать"[30]. Ибо воистину Литургия как Богопочитание, требующее последовательного действования в жизни, склоняет нас к тому, чтобы преобразовать благочестивое почитание (pietas) Пресвятой Девы в деятельную и состраждущую любовь к Церкви, как это чудесно выражено в молитве после Причастия в день 15 сентября: "...Дабы мы, воспоминая сострадание Блаженной Девы Марии, восполнили в себе меру страданий Христовых".

      2.3. Лекционарий (Книга чтений)

      12. Лекционарий - Книгу литургических чтений (Ordo lectionum Missae) по достоинству следует признать одной из тех книг римского обряда, которая, благодаря обновлению после Вселенского Собора, стала чрезвычайно полезной как в силу многочисленных добавленных чтений, так и по причине придания им соответствующего значения. Ибо это тексты, в которых заключено слово Божие, всегда "живое и действенное" (ср. Евр 4,12). В результате столь большого количества священных чтений в их трехлетнем круге оказалась представлена вся история спасения и более полно явлена тайна Христова. Как следствие сего, Книга чтений заключает в себе большее число отрывков как из Ветхого, так из Нового Завета, относящихся к Самой Пресвятой Деве; при этом количественное увеличение сопровождалось внимательной оценкой, чтобы были оставлены только те чтения, которые по причине очевидности своего содержания либо на основании тщательного толкования, подтвержденного указаниями Учительной Власти Церкви (Magisterium) или признанной традицией, по праву рассматриваются - хотя и по-разному и в различной степени - как говорящие о Богородице. Кроме того, необходимо заметить, что такого рода чтения встречаются не только в праздники Пресвятой Богородицы, но также читаются при различных случаях, как например, в некоторые воскресенья Богослужебного года[31], при совершении священных треб, тесно связанных с таинственной жизнью христиан и с их жизненными решениями[32], наконец, по случаю событий отрадных или скорбных, происходящих с ними[33].

      2.4. Часослов о Пресвятой Богородице

      13. Также и обновленная книга Римского Часослова, или Бревиария (Liturgia horarum), являет великолепные свидетельства благочестивого почитания Матери Господа: во-первых, в гимнах, среди которых нет недостатка в прекрасных памятниках литературы, каковым является, в частности, молитва Данте Алигьери Пресвятой Деве Марии[34]. Далее, в антифонах, замыкающих молением, исполненным пламенным духом, течение ежедневной молитвы, к которым был добавлен повсеместно известный тропарь (troparium) "Под Твою защиту" [лат. Sub Тиит praesidium, церк. слав. "Под Твою милость"], досточтимый в силу своей древности и необычайный по своим мыслям. Далее, в прошениях Утрени и Вечерни, в которых очень часто с упованием прибегаем к Матери милосердия. Наконец, на многочисленных и заботливо выбранных страницах Богородичного благочестия (marialis devotio), авторы которых жили либо в самом начале христианства, либо в Средневековье и в Новое время.

      2.5. Другие Богослужебные книги о Пресвятой Деве Марии

      14. Если Служебник, Книга чтений, Часослов, которые являются основаниями всей литургической молитвы римского обряда, часто почитают память Пресвятой Девы, то также и другие пересмотренные Богослужебные книги доставляют множество молитвословий, выражающих пламенную любовь и смиренную молитву к Богородице. Ибо Церковь призывает Ее как Матерь благодати, прежде чем погрузить оглашенных в спасительные воды крещения[35]. Молит о Ее заступничестве за матерей, с радостью приходящих в храм, исполненных благодарности за полученный дар материнства[36]. На Нее, как на образ, указывает своим сыновьям и дочерям, вступающим на путь подражания Христу - монашескую жизнь, и приносящим обеты[37] либо принимающим освящение девства[38], и для них всех молит о материнской защите[39]. К Ней обращает пламенные моления о своих сынах, для которых наступает час смерти[40]. Прибегает к Ее заступничеству о тех, кто, сомкнув очи для света временного, уже предстоят пред Христом, Светом предвечным[41]. Наконец, через Ее ходатайство призывает утешение для тех, кто, будучи удручен великим горем, оплакивает в вере отшествие своих близких[42].

      2.6. Резюме

      15. Итак, этот обзор недавно обновленных Богослужебных книг склоняет Нас к утверждению с радостной надеждой, что через обновление, совершившееся после II Ватиканского Собора, при сохранении правильного направления - как уже этого хотело так наз. Литургическое движение - Пресвятая Дева Мария видится в полноте тайны Христа, и согласно со священным Преданием признается за Ней то особое место, какое в христианском Богопочитании полагается Той, которая есть Святая Богородица и благая Споспешница Искупителя (Alma Redemtoris Socia).
      Но разве могло быть иначе? Ибо, исследуя историю христианского Богопочитания, легко заметить, что как на Востоке, так и на Западе прекраснейшие и великолепнейшие проявления благочестия (pietas), относящегося к Пресвятой Деве, либо расцвели в рамках самой Литургии, либо были включены в ее состав.
      Мы желаем также подчеркнуть, что почитание, воздаваемое ныне Вселенской Церковью Пресвятой Богородице, сохраняет и продолжает, а также постоянно увеличивает честь (devotio), какую во всякое время Ей воздавала Церковь, внимательнейшим образом исследуя истину и всегда заботясь о достоинстве форм. Из непреходящего источника священного Предания, которое живет благодаря постоянному присутствию Святого Духа и неустанному слушанию слова Божия, нынешняя Церковь черпает основания, доводы и побуждения к почитанию, воздаваемому ею Пресвятой Деве. Литургия, утвержденная и укрепленная Учительством Церкви (Magisterium), является возвышеннейшим свидетельством этого живого Предания, а также его наиболее устойчивым памятником.

       3. Пресвятая Дева Мария - образ Церкви

      16. Теперь же, следуя учению Священного Собора о Деве Марии и о Церкви, Мы хотим углубиться в некоторые особенные аспекты связи Пресвятой Девы Марии и Литургии: именно, каким образом Мария стала примером (exemplar) того духа благочестия, с каким Церковь как чтит, так равно и, переживая, выражает тайны Божии (divina mysteria). То, что Дева Мария может быть примером в этой области, проистекает из того, что Церковь считает Ее превосходнейшим образцом (specimen) и свидетельством веры, любви и совершенного соединения со Христом[43], то есть образцом того внутреннего облика, с которым Церковь, Невеста возлюбленная, нераздельно соединенная со своим Господом, призывает Его, и через Него воздает поклонение Предвечному Отцу[44].

      3.1. Дева внемлющая

      17. Прежде всего, Мария есть Дева внемлющая (Virgo audiens), с верой принявшая слово Божие. С верой, бывшей для Нее условием и путем к Богоматеринству, ибо - как удачно выразился св. Августин, - "Блаженная Мария веруя родила (Иисуса), Которого веруя зачала"[45]. В то время, как Ангел, когда Она колебалась, развеял Ее сомнения (ср. Лк 1,34-37), "Она, исполнена верой, и Христа - прежде душой, нежели чревом - зачиная, Се - говорит - раба Господня, да будет мне по слову Твоему (Лк 1, 38)" [46]. С верой, бывшей для Нее причиною блаженства и придавшей Ей уверенность, что будет исполнено обетование, заключенное в словах: "Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк 1,45). С верой, добавим, с какой Она, исполняя главную роль и будучи особым свидетелем Воплощения Христа, сохраняла слова Его детства, слагая их в сердце Своем (ср. Лк 2, 19.51). Подобно сему делает Церковь, которая - особенно в священной Литургии - внимает слову Божию и принимает его, а также проповедует и почитает, и преподает Христа верным, как хлеб жизни[47]. Она, кроме того, в его свете исследует, каковы есть знамения времени, и изъясняет и переживает человеческие события.

      3.2. Дева молящаяся

      18. Далее, Мария есть Дева молящаяся (Virgo orans). Это проявляется в Ее Навещании матери Предтечи. Там изрекает Она слова хвалы Богу и слова смирения, веры и надежды. Содержит их Песнь Богородицы Magnificat (ср. Лк 1,46-55), которая является особенной молитвой Марии и истинной песней мессианского времени, в которой соединяются праздничная радость ветхого и нового Израиля. Ибо, как указывает св. Ириней, в песни Пресвятой Девы Марии радость Авраама, предчувствующего Христа (ср. Ин 8,56) [48], соединилась с пророчески предвещающим голосом Церкви: "Радуясь, Мария вопияла, пророчествуя от имени Церкви: Величит душа Моя Господа"[49]. Действительно, песнь Блаженной Девы Марии, распространяясь, стала на все времена общей молитвой всей Церкви.
      Мария оказывается Девой молящейся также в Кане. Представив Сыну с кроткою мольбой столь сиюминутное прошение, вызвала Она, однако, получение горней благодати. А именно, вызвала то, что Иисус, совершив первое из своих знамений, укрепил веру Учеников в Себя (ср. Ин 2,1-12).
      Наконец, в последний период Своей жизни Мария вновь предстает как Дева молящаяся. Ибо Апостолы "единодушно пребывали в молитве с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и братьями Его" (Деян 1,14). Поэтому молящуюся Марию следует видеть как в рождающейся Церкви, так и всегда после и ныне. Ибо хотя и была Она взята на Небеса, но не перестает исполнять своего молитвенного и спасительного служения[50]. Девой молящейся является также Церковь, которая каждодневно представляет Отцу нужды детей и "непрестанно прославляет Господа и ходатайствует о спасении всего мира"[51].

      3.3. Дева рождающая

      19. Далее, Мария есть Дева рождающая (Virgo pariens). "Ибо своей верой и послушанием, Она родила на земле Самого Сына Отчего, не познав мужа, осененная Духом Святым"[52]. Бог восхотел, дабы сие единственное в своем роде и достойное удивления материнство было образом и примером (typus et exemplar) плодоносности Девы-Церкви, которая сама становится матерью: "Ибо проповедью и крещением своих сынов, зачатых от Духа Святого и рожденных от Бога, она рождает к новой и бессмертной жизни"[53]. Итак, как справедливо учили Отцы, Церковь в таинстве крещения некоторым образом продолжает девственное материнство Марии. Из их свидетельств Мы хотим привести одно, а именно свидетельство св. Льва Великого, Нашего знаменитого Предшественника, утверждающего в одной из проповедей на Рождество Христово: "Начало жизни, которое (Христос) взял во чреве Девы, Он поместил в крестильном источнике: дал воде то, что дал Матери. Ибо сила Всевышнего и сень Духа Святого (ср. Лк 1,35), соделавшая, что Мария родила Спасителя, делает, что вода возрождает верующего"[54]. Желая почерпнуть из литургических источников, уместно вспомнить прекрасную Молитву после приношения даров (Illatio) мозарабской Литургии, говорящую: "Та (Мария) носила жизнь во чреве, сия (Церковь) - в омовении. Во чрево Той Христос нисшел, в воды сей Христос облекся"[55].

      3.4. Дева приносящая

      20. Наконец, Мария есть Дева приносящая (Virgo offerens). Именно это проявляется в принесении Иисуса во храм (ср. Лк 2,22-35). В этом событии Церковь, водимая Духом Святым, кроме исполнения закона о принесении в жертву (oblatio) первородного (ср. Исх 13,11-16) и об очищении родильницы (ср. Лев 12,6-8), открыла некую тайну, относящуюся к истории спасения, а именно увидела, что в Церкви продолжается то первое приношение (oblatio), которое Слово, став плотию и входя в мир, принесло Богу (ср. Евр 10,5-7), и что всем людям возвещается спасение, когда Симеон, называя Иисуса светом ко просвещению язычников и славою Израиля (ср. Лк 2,32), признает Его Мессией и Спасителем всех. Наконец, Церковь поняла, что это пророчески относится к Страданиям Христовым, ибо слова Симеона, соединяющие в одном и том же предсказании Сына, "предмет пререканий" (ср. Лк 2,34), и Матерь, Которой оружие пройдет душу (ср. Лк 2,35), исполнились на Голгофе. Поэтому, обдумав различные стороны этой тайны спасения, мысль обращается от принесения Христа во храм ко спасительному событию Креста. Впрочем, Церковь, в особенности начиная со Средневековья, видела в Деве Марии, приносящей Сына в Иерусалим, чтобы представить Его пред Господа (ср. Лк 2,22), волю приношения (voluntas offerendi), или, как говорят, жертвенную (oblativa), превосходящую границы обычного понимания обряда. Свидетельством сего является чудное прошение св. Бернарда: "Принеси Сына (offer Filium), Священная Дева, и представь Господу благословенный Плод чрева Твоего. Принеси (offer) во примирение нас всех Святую Жертву (hostia sancta), приятную Богу"[56].
      Это соединение Матери и Сына в деле Искупления[57] в наибольшей мере воссияло на Голгофе, где Христос "принес Себя непорочного Богу" (Евр 9, 14), а Мария, стоя при кресте (ср. Ин 19, 25), "глубоко страдала со Своим Сыном Единородным, и материнским сердцем приобщалась к Его жертве (sacrificium), согласясь с любовью на заклание Жертвы (victimae immolationi consentienś), от Нее рожденной[58]", которую также принесла (obtulit) Предвечному Отцу[59]. Божественный Спаситель человеков для продолжения навеки Жертвы Креста установил Евхаристическую Жертву (sacrificium Eucharisticum), воспоминание (memoriale) o смерти Своей и Воскресении, и завещал ее Церкви, Невесте Своей[60]. Церковь же, прежде всего в день Господень, созывает верных на совершение Пасхи Господа, доколе Он придет[61]. Творит она это в общении со святыми обитателями небес, прежде всего с Пресвятой Девой Марией[62], подражая Ее пламенной любви и непоколебимой вере.

      3.5. Наставница в благочестии

      21. Мария, будучи для всей Церкви образцом в воздавании Богопочитания (cultus divinus), воистину является "Наставницей в благочестии" (pietatis Magistra) и для отдельных христиан. Они рано начали взирать на Нее, чтобы, подобно Ей, сотворить из своей жизни подобающее Богу поклонение (cultus Deo), а из самого этого поклонения - назначение своей жизни. Уже давно, в IV веке, св. Амвросий, обращаясь к верным, жаждал, чтобы в каждом из них был дух Марии к прославлению Бога: "Да будет в каждом дух Марии, да величит Господа, да будет в каждом дух, да возрадуется в Боге"[63]. Однако Дева Мария есть прежде всего образец того поклонения (illius cultus exemplar), которым жизнь каждого становится жертвоприношением (oblatio) Богу. Это древнее и неизменное учение каждый может услышать как от Церкви, так и от Пресвятой Девы, которая ответила посланцу Божию: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1,38). Воистину, этими словами предвосхитила Она слова Молитвы Господней: "Да будет воля Твоя" (Мф 6,10). Итак, согласие Марии является для всех христиан и поучением, и примером того, как послушание воле Отчей становится путем и помощью к освящению каждого.

      3.6. Проявления почитания Богородицы

      22. Важно, с другой стороны, рассмотреть, как Церковь выражает свои многочисленные связи с Девой Марией в многоразличных и действенных видах почитания, а именно в глубоком благоговении (veneratio), когда она взирает на необычайное достоинство Девы, силою Духа Святого преложенное в достоинство Матери; в пламенной любви, когда размышляет о духовном материнстве Марии, которым Она обнимает всех членов Мистического Тела; в исполненном упования молении, когда испытывает на себе ходатайство своей Заступницы (Advocata) и Помощницы (Auxiliatrix) [64]; в служении любви, когда задумывается о смиренной Рабе, облеченной в достоинство Царицы милосердия и Матери благодати; в деятельном подражании, когда взирает на святость и добродетели Марии Благодати полной; в удивлении с волнением духа, когда "в Ней она созерцает с радостью, как в чистейшем образе то, чем она во всей своей совокупности желает и надеется быть"[65]; наконец, в ревностном стремлении, когда в Споспешнице Искупителя (Socia Redemptoris), уже в полноте участвующей в плодах Пасхальной тайны, наблюдает пророческое исполнение своей будущей судьбы даже до того дня, в какой без всякого пятна или порока (ср. Еф 5,27) станет как Невеста, украшенная для Мужа своего, Иисуса Христа (ср. Откр 21,2).

      3.7. Литургия - золотое правило христианского благочестия

      23. Итак, Досточтимые Братья, когда мы размышляем о том почитании (pietas), которое оказывает Пресвятой Богоматери литургическая традиция Вселенской Церкви, а также и обновленный Римский обряд, и помним, что сама священная Литургия по причине своей необыкновенной ценности в Богопочитании (cultus divinus) есть золотое правило христианского благочестия, и когда, наконец, обращаем внимание на то, как Церковь, празднуя (celebrans) священные тайны и уподобляясь Блаженнейшей Деве, пребывает в вере и любви, тогда мы ясно понимаем, сколь правильно и уместно побуждает II Ватиканский Собор всех сынов Церкви "развивать от всего сердца почитание, особенно литургическое, Преблагословенной Девы"[66]. Мы хотим, чтобы это поощрение было принято повсеместно и без оговорок и ревностно осуществлялось.

В начало ~ Наверх ~ Следующая часть

Hosted by uCoz